Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Образование

Учитель! Сколько надо любви и огня

4 ноября исполняется 80 лет заслуженному учителю РСФСР, ветерану педагогического труда Комиссарову Аркадию Александровичу. Сорок пять лет из них он посвятил работе в Ленино-Кокушкинской средней школе. В его послужном списке немало заслуженных наград и поощрений, но, пожалуй, главная награда - это любовь и уважение людей.

Новатор

В начале шестидесятых после окончания филологического факультета Казанского государственного университета Аркадий Александрович приехал в Апакаево работать учителем русского языка и литературы. В сельских школах, и апакаевская школа не была исключением, в то время испытывали острый дефицит в учителях. Чтобы решать эту проблему, по договоренности с Министерством образования тогдашний директор Закия Гумерова подбирала педагогов из выпускников пединститута и университета. Беседовала с каждым о его склонностях, советовалась с преподавателями, наблюдала за своими будущими подопечными на занятиях. Не приметить своим опытным взглядом Комиссарова она не могла. Не могли не подкупить, конечно, врожденная тактичность, сдержанность и интеллигентность молодого человека. К тому же уж очень он отличался живостью языка, эрудированностью, глубокими познаниями в литературе, которые выходили далеко за рамки школьной и вузовской программы.

Неслучайно, наверное, его дипломная работа «Воспитание старшеклассников средствами живописи» получила высшую оценку. Раскрытие темы требовало разработки специальных методик, совершенно самостоятельных, так как педагогическая литература по этому вопросу была очень скудна. Это, в общем-то, и сыграло решающую роль при распределении. Ему предлагали остаться на кафедре. Однако научная работа, к которой стремились многие студенты университета, его не прельстила. Так в 1962 году он приехал в Ленино-Кокушкинскую школу.

Педагог

Как опытный педагог, обладающий уникальной методикой преподавания русского языка и литературы, он чуть ли не со второго года работы стал давать блестящие открытые уроки, которые посещали не только учителя, но и представители министерства. Аркадий Александрович вспоминает, с каким интересом наблюдал за течением урока тогдашний министр образования РСФСР Александр Данилов - он был в восхищении. В 1971 и в 1973 году Комисарову предложили поехать в ГДР. Так в составе делегации, в которую вошли в основном преподаватели университетов, институтов, он преподавал русский язык немецким учителям.

«Нашей задачей было улучшить произношение немецких языковедов, - рассказывает Аркадий Александрович, - принимали нас, надо отдать должное, очень доброжелательно и хорошо. В первую свою поездку я работал в Нойбранденбурге, во второй раз - в знаменитой Йене, известной цейсовской техникой. Я помню, как после окончания нашей работы приехали руководители из Департамента образования из Берлина на подведение итогов. Подробно анализировали работу каждого учителя. А, кроме прочего, мы еще давали одно внеклассное мероприятие. Запомнилась мне тогда одна интересная деталь. У немцев существует один своеобразный ритуал: аудитория свое общее одобрение выражает постукиванием по столу. Так вот, когда оценивали мою работу, из-за постукивания по столам не было слышно ничего. А в актовом зале сидели доценты, преподаватели университетов. Немецкие чиновники от образования были удивлены: надо же - сельский учитель превзошел всех!»

Между прочим, его небольшая книга «Уроки литературы в старших классах», изданная тиражом в 3 тысячи экземпляров в 1985 году разошлась мгновенно среди учителей. По существу, это лучший классический вариант методического пособия для изучения литературы в школе.

Талант во всем

Высокая филологическая подготовка, постоянное самообразование, большой практический опыт, глубокие знания, редчайшая, исключительная грамотность позволили ему в течение многих лет не просто успешно заниматься любимой работой, но и окружить себя единомышленниками, соратниками. По большому счету его уроки литературы стали классикой. На них ходили учителя других предметов, копировали, говоря современным языком, методику, построение, характер, направленность. Однажды поприсутствовав на открытом уроке по литературе директор одной из соседних школ, восхитившись, посоветовала своему педагогу: сделайте так же. Спустя какое-то время, встретившись на учительском совещании, она посетовала: «Все вроде бы так делали, но получилось совсем не то».

Талант Комиссарова проявлялся не только в виртуозном проведении уроков. Однажды ему поручили подготовку праздника Нового года. Он не только организовал его, но и сам, облачившись в костюм Звездочета, создал целое театрализованное представление. «Получилось здорово, - вспоминает Аркадий Александрович, - а Закия Давлеевна написала мне на поздравительной открытке: будьте всегда таким!»

Годы работы в Ленино-Кокушкинкской школе Аркадий Александрович вспоминает так: «Все горели желанием работать. Заводилой, конечно, была Закия Давлеевна, она находила общий язык и с народом, и с начальством. Мы работали на отдачу. Я даже тяготился, когда в школе наступали каникулы».

Способность учить других - дар, который дается не каждому. Невозможно в полной мере осмыслить характер учительского труда. Это и служение, и огромный духовный и физический труд, который направлен на раскрытие всего возвышенного в человеке. Неслучайно для педагога Комиссарова фигура учителя, его страстное, эмоциональное слово являются главными.

По словам самого Аркадия Александровича, чтобы учитель соответствовал высоте современных задач, он должен постоянно учиться, совершенствоваться. Творческая неудовлетворенность - стимул для поисков!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса