Вперед

Пестречинский район

Рус Тат
Литературное творчество

Немного из истории Пестречинского района: село Люткино и род Люткиных

Очерк из истории родного края Часть III. Село Люткино (церковь и священнослужители)

Теперь пришла пора рассказать о самом дорогом всем люткинцам - о церкви во имя Святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев.

Приход в селе Люткино существовал с 1889 г., он выделился из прихода села Кулаево Казанского уезда. Приходских деревень у прихода села Люткино не было. Церковь относилась ко II благочинию Казанского уезда.

Церковь в Люткино была построена в духе образцовых проектов, деревянная, теплая, обшитая тесом, однопрестольная, во имя Святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев. Имела двусветный одноглавый четверик с пятигранным алтарем, притвором и трехъярусной колокольней под каркасным шатром. Вокруг церкви был построен кованый решетчатый забор.

Кто не знает: святой Гурий - в миру Григорий Григорьевич Руготин (ок. 1500 - 5 декабря 1563) - первый архиепископ Казанский и Свияжский, Святой Русской Церкви, почитается в лике святителя.

Ниже смотрите иконы в честь Святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев.

 

                           

 

Память совершается (по юлианскому календарю) 5 декабря. Стоял у истоков православия в Татарстане. Мощи его находятся для поклонения в церкви на Арском кладбище Казани.

Все жители села Люткино, бывшие и настоящие, в один голос говорят, что раньше в селе 17 октября праздновали Гурьев День. Село в этот день не работало, все гуляли с песнями, веселились.

На момент постройки церкви согласно Справочной книги Казанской Епархии от 1904 г. в Люткино было 155 дворов в приходе, 599 мужского и 622 женского пола прихожан (1221 чел.); (вот как: в доме (дворе, семье) - по             7-8 человек!); действовала земская школа на 44 мальчика и 15 девочек.

Построена церковь на средства купца Михаила Ивановича Попова.

 

 

 

Церковь в старые добрые времена.

Фотография находится в  Пестречинском музее (съемка произведена со стороны пожарной каланчи, зимой - видны большие сугробы).  

Сигнальный колокол из газового баллона висит возле каланчи, которую не видно. Сделана фотография, надо думать, в послевоенные годы.

Интересно, кто ее сделал? Памятник таким людям ставить надо!

 

 

Фото из архива Гавриловых. 80-90-тые годы.

 

Фото из видеоархива Петра Калистратова.

 

 

     

 

Документальные свидетельства былой красоты!

 

 

На левой фотографии изображен иконостас или, точнее, все что   сохранилось от него к 2003 году (из архива П.Калистратова). Сегодня ничего на его месте нет.

Справа икона Вознесения Господня, которая находилась когда-то на иконостасе.  Благодаря местным жителям, еще при закрытии церкви, многие предметы из церковной утвари унесли по домам и их удалось сохранить!

В настоящее время от церковных фресок мало что осталось, но часть их еще видны. С каждым годом церковь ветшает, а с ней и фрески. Сколько лет прошло, а какие краски!

 

    

 

  

 

Этим Крестом первого председателя колхоза им. Ворошилова Маркела Терентьевича Бочкарева благословили и проводили в Армию в 1942 году.

Батюшка Александр (Карпухин), священник кулаевской церкви Животворящего Креста Господня (Спасской церкви), благословил рассказать историю о том, как лет десять тому назад приезжал к нему некий татарин, который привез необычный плат.

Плат этот оставил ему незнакомый мужичок в залог, заняв три рубля, оставил, да так и не вернулся за ним. Татарин долго его хранил у себя, а потом решился отдать священнику. Когда плат развернули, выяснилось, что это антиминс из церкви села Люткино, правда, уже без мощей. Этот антиминс о. Александр передал секретарю Казанского епархиального управления.

Достойно уважения, что представитель татарского народа, наверное, из села Шали, много лет хранил святыню у себя и отдал ее, когда узнал, что в Кулаево появился священник.

Что бы было понятно, что это за святыня, расскажу о ней чуточку подробнее.

Антиминс (из древне-греческого «avti» - вместо и латинского «mensa» - стол, трапеза, т.е. «вместопрестолие») - это четырехугольный плат из шелковой или льняной материи, с вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле. Он является принадлежностью для совершения литургии, во время которой на него ставятся сосуды для Причастия.

На антиминсе наносится подпись епископа, который его освящал, а также указываются дата освящения, название храма (престола), раньше в надписи иногда добавлялось имя создателя храма (ктитора) и т. д.

Так как, в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в чрезвычайных ситуациях (при пожаре, стихии и тому подобном) он переносится и заменяет собой престол, что позволяет закончить литургию в более безопасном месте.  

На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста. Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальную плащаницу, которой было обвито Его тело.

Ниже фотографии антиминса. Жаль, что они не из церкви села.

 

 

 

Хочется поведать еще любопытные свидетельства о церкви.

Например, чьей рукой на стропилах церкви краской нанесена дата, кто сейчас расскажет об этом и о чем она повествует? Церковь построили лет на десять раньше.

 

 

 

 А кто вырезал «Карлуша» на стене колокольни? Кого спросить?

 

  

     

Июль 2016 г.

 

 Фотографии более позднего периода не хочется публиковать!

 В саму церковь уже не войти, так она обрушена и заросла.      Фотографии можно делать только через двери и окна.

Если немного отвлечься и поговорить о строителе церкви Попове, то выясняется интересная картина!

         Согласно архивам филантроп и благотворитель казанский купец Попов Михаил Иванович чуть раньше строительства церкви выделил средства на строительство в Казани здания для училища слепых детей.

Оно располагалось на Арском поле, при нем имелся интернат для 26 воспитанников.

Вообще, в Казани в позапрошлом веке крупный вклад в кожевенное производство внесла купеческая династия Павловых-Прибытковых-Поповых.

Основатель этой династии Егор Павлов держал кожевенные мастерские, которые со временем превратились в кожевенный завод. Все Павловы-Прибытковы-Поповы отличались честностью, деловитостью и получили известность благодаря широкой благотворительности.

В частности, с их помощью в Адмиралтейской слободе Казани были построены богадельня, больница и упоминавшееся уже училище для слепых детей. Вот так!

Лавка или лавки мелочные у него и в Люткино были, в прошлом очерке мы рассказывали о Попове и кооперации в селе.

Пока своего храма в селе Люткино не было, прихожане пользовались благодатью храма в Кулаево.

С 1801 по 1830 г.г. священником церкви с. Кулаево состоял Косма Назарович Карганский.

Что интересно, в 1793-1799 г.г. он находился в духовной свите в г. Пекине в должности клирика. С сентября 1801 года продолжил службу в      с. Кулаево. Имел награду - бронзовый крест на Владимирской ленте в ознаменование 1812 г., полученный им в 1818 году.

С апреля 1831 г. священником был Андрей Антонович Академов,  

С ноября 1834 года священником Спасской церкви с. Кулаево служил Александр Петрович Скворцов. За время службы неоднократно поощрялся, так в декабре 1838 года и в июле 1841 года указами Казанской духовной консистории за обращение в приходе  раскольников в православие был удостоен архипастырской признательности, в декабре 1870 года получил благословение на употребление при священнослужении набедренника, а в июле 1871 года -  скуфью из тёмного бархата. В 1873 году ушел по болезни за штат.   

С 1873 по 1884 г.г. их окормлял священник Николай Павлович Боков (впоследствии епископ Никодим). В Люткино не раз бывал, похоже, как и все остальные священники.

         В сентябре 1873 года по его желанию Николай Павлович был принят в Казанскую епархию. В ноябре 1873 года был рукоположен в сан священника  церкви с. Кулаево.

Батюшка Николай был женат, в семье родилось две дочери, затем в 1882 году, по не подтвержденным сведениям, у него родился и сын - Владимир.

В марте 1879 года был награждён набедренником, в мае 1879 года ему была объявлена благодарность епархиального начальства.

В 1884 году был переведен в Казанский кафедральный собор.

За деятельное содействие в строительстве церкви во имя Святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев, церковных домов и школы в деревне Люткино, бывшей прежде приходской деревней церкви с. Кулаево, прихожане села Люткино были безмерно благодарны батюшке о.Николаю (Бокову).  

06 октября 1891 года пострижен в монашество с именем Никодим.  

28 февраля 1893 года иеромонах Никодим (Боков) был возведён в сан архимандрита и в марте назначен ректором Симбирской духовной семинарии. На фотографии ниже он.

 

 

Впоследствии, служил епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, с декабря 1900 года он уже епископ Благовещенский и Приамурский, с ноября 1906 года епископ Рязанский и Зарайский, с июля 1911 года епископ Полоцкий и Витебский. 8 марта 1913 года назначен епископом Астраханским и Енотаевским. 

Епископ Никодим (Боков) скончался 13 марта 1914 года.

Такова его судьба!

В 1884-1890 г.г. священником в с.Кулаево был Владимир Сергеевич Арский, при нем проходило непосредственно строительство люткинской церкви. Священником в селе Кулаево он стал в августе 1884 года по его прошению.

Поощрялся набедренником, скуфьей, камилавкой, в 1888 году получил премию в 25 рублей из средств министерства народного образования за успехи по преподаванию Закона Божия в селе. 

Кроме кулаевских священников, сельчане в Люткино пользовались реже, при необходимости, услугами и священника из соседнего села Бима.

В настоящее время настоятель церкви Животворящего Креста Господня (Спасской церкви) в селе Кулаево протоиерей Александр Петрович Карпухин. Нынешние жители и дачники села Люткино бывают у него на службах.

И еще, хочу добавить, что отца Александра в 1998 году рукополагали в сан священника в день памяти Казанских Святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Он не считает это случайностью.

 

    Батюшка всегда среди прихожан.

В церкви села, согласно штата, содержался священник и псаломщик. Штатное жалованье священнику полагалось 300 руб., псаломщику -100 руб., имелась для священника усадьба и 33 пахотные десятины, вместо «нея руга 300 п. ржи и 300 п. гречи».

Для сведения:  Руга (от греч. ῥόγα, «жалование», в свою очередь от лат. rogāre) - выплаты духовенству, «ружникам» в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств крупного землевладельца.

Руга первоначально означала отсыпной хлеб, выдававшийся духовенству вместо жалованья.   

Капитал причта в люткинской церкви составлял 100 руб.

                                

В приходе села Люткино с момента его создания служил священник Константин Михайлович Виноградов, по состоянию на 1904 г. 48 лет,  из 3-х классной семинарии, законоучитель, духовник, в семействе у него были жена и дети - 23, 13, 6, 4, 11, 9 лет. В сане псаломщика он с 1879 г, в сане диакона с 1882 г., священник - с 1883 года. Награжден в 1896 г. скуфьей.

 Справочно: Скуфья́, скуфия́ (от греч. σκύφος, «чаша») - повседневный головной убор православного духовенства и монахов. 

Мужская скуфья представляет собой небольшую круглую чёрную или фиолетовую, складывающуюся бархатную шапочку, причем складки надетой скуфьи образуют вокруг головы знамение креста, символизируя также внутреннюю часть свода купола храма.     

Фиолетовая бархатная скуфья даётся представителям белого духовенства как награда, вторая после набедренника.

Значение награды скуфья получила с 1797 года. Скуфьи архиерея имеют крест (бриллиантовый, но может быть вышит бисером или нитками).

Вот еще свидетельства архивов:

«Известия по Казанской Епархии  № 21 за 1915 г.

«Высочайшія награды Опредѣленія Святѣйшаго Синода.
         1) Опредѣденіемъ Св. Синода, отъ 12 марта-2 апрѣля с/г. за заслуги по духовному Вѣдомству, къ 6 мая с/г., дню рождевія Его Императорскаго Величества, удостоены награжденія по Казанской епархіи слѣдующія лица:
         б) наперснымъ крестомъ, отъ Св. Синода выдаваемымъ…
-церкви села Кощакова, Казанскаго уѣзда, священникъ Василий Смирнов ;…
-церкви села Люткина, того же уѣзда, священникъ Константин Виноградов».

Похоронен Виноградов К.М. рядом с церковью, за церковной оградой, с восточной стороны церкви. Могила, к величайшему сожалению, не сохранилась.

Из псаломщиков сельской церкви более - менее известен Дьячков Николай Иванович, ориентировочные годы службы в приходе села в 1899 -1904 г.г. По состоянию на 1904 г. 31 год, из приходского училища, в семействе у него жена и дети: 4 и 1 года, в сане и должности с 1899 г.

Умер 15 июня 1906 г. от чахотки в 34 года.

Звание «Псаломщик» утверждено 16 (28) февраля 1885 года определением Священного Синода всем состоящим при церквах причетникам - церковнослужителям, в обязанности которых входило чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях и все письмоводство по церкви и приходу.

 Круг обязанностей псаломщиков был определен журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4), Высочайше утвержденным 16 (28) апреля 1869 года.

 Он вёл метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также данных семейств всех членов причта.  

 Очень многое можно почерпнуть из клировых ведомостей, которые хранятся в архивах. Они состояли из трех частей.

 В первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни.

 Во вторую часть включались послужные списки причта.

 Она содержала фамилию, имя, отчество, дату рождения, семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом членов причта. Кроме того, в них вносились все дети членов причта, даже отдельно проживавшие от семьи.

В третьей части давались статистические данные по приходу - о численности населения, мужском и женском, данные о постройках при церкви и домов священников, исторические данные  и т.д.

  Обычно велось два экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею). Первый экземпляр реже можно найти в архивах, зато второй - есть надежда.

         Чтобы более-менее разобраться во всех этих перипетиях, поговорим немного о метрических книгах и церковных обрядах.

Метрические книги  - это совокупность актов культовой регистрации, удостоверяющих события крещения (рождения), венчания (брака), погребения (смерти) конкретных лиц, в виде хронологических записей в книжной форме. Они были до 1918 года единственными документами регистрирующими акты гражданского состояния жителей Российской Империи.

 

Метрическая книга оформлялась на год и состояла из трёх частей:

- «О родившихся».

Обязательно в этой части указывался порядковый номер, дата рождения и крещения, пол новорождённого и данное ему имя, а также место жительства, сословная принадлежность, принадлежность, если это крепостной (какому помещику принадлежали), вероисповедание, национальность, имя, фамилия, отчество отца и матери.

Записывались также крёстные родители (восприемники), их местожительство, сословная и все остальные сведения, кто из священников и церковнослужителей крестил ребёнка и где этот обряд происходил - в доме прихожанина или в церкви.

Вот, пример:

 

Запись в метрической книге люткинской церкви прилагается.

Буковки не очень разборчивые, но понять можно, привожу текст за       9 октября 1917 г. о рождении младенца Андрея в честь святого Преподобного Андрея (Критского - ближайший ко дню рождения ребенка святой, праздновался 17(30) октября), запись под № 20 указывает родителей: «Села Люткина крестьянин Поликарп Антонов Ивойлов и законная жена его Анна Антонова оба православного вероисповедания». Крестными родителями записаны «Села Люткина крестьянин Афанасий (?) Владимирович Бочкарев и того же села крестьянина Павла Поликарпова Ивойлова жена Антонина Назарова».

Цифра «10» означает не октябрь, а дата крещения ребенка.

Запись заверена священником Николаем Соловьевым и псаломщиком Андреем Надеждиным.

Кстати, дочь священника Виноградова Мария в Люткино будет единственным учителем в послереволюционные годы в Люткинской начальной четырехлетней школе. Она будет учить и будущего предвоенного директора Люткинской школы Ивойлова Андрея Поликарповича, а после войны - учителя. Его помнят не только люткинцы, он впоследствии учительствовал и в Богородском, в последние годы жил в Пестрецах. Светлая память о нем хранится в сердцах многочисленных учеников! О нем мы расскажем, когда будем вести рассказ о школе и участниках войны. 

Или вот еще. Запись от 1911 года.

Подписи под рождением младенца Иоанна поставил священник церкви села Бима Александр Спасский, псаломщик Андрей Надеждин.

Наверное, батюшка К.Виноградов был в отлучке по неизвестной причине в момент рождения; ниже уже обобщающая итоги за месяц подпись и самого Виноградова.

«33-й от начала года ребенок мужского пола, рождение 6 числа месяца ноября, крещение 9 числа. Родителями записаны «Села Люткино крестьянин Константин Поликарпов Ионов и законная жена его Пелагея Владимировна, оба православного вероисповедания».

К числу рождения надо добавить число 13, если помните, в революцию календарь подправили на это число. День рождения в дальнейшем всегда указывалось «19».

Крестные указаны «Села Люткина крестьянин Алексей Поликарпов Ионов и того же села отставного солдата Владимира Алексеева Устинова дочь, девица Наталия».

- «О бракосочетавшихся»

Во второй части метрической книги приводился порядковый номер и дата бракосочетания. В ней записывались имя, фамилия, отчество, место жительства, сословная и владельческая принадлежность, национальность, вероисповедание жениха и невесты, их возраст; для каждого супруга отмечалось, каким браком он венчался (первым, вторым, третьим и т. д.). В отдельную графу записывались свидетели (поручители), их местожительство, сословная и владельческая принадлежность.

По желанию, свидетели могли сделать свою отметку в метрической книге. Указывалось, кто из священно- и церковнослужителей венчал этот брак.

- «О умерших».

  Раздел третьей части содержал номер, дату смерти и дату погребения, сведения о месте жительства умершего, его сословном и владельческом положении, имени, фамилии, отчестве, возрасте и причине смерти, месте захоронения (для несовершеннолетнего - имя, возраст, а также сведения о месте жительства, сословном и владельческом положении, имени, фамилии и отчестве отца), указывалось кто из священников и церковнослужителей совершал погребение, и священник, исповедавший и приобщивший умершего накануне смерти.

По каждой части приводились итоги за месяц и за год в целом.

Метрические книги велись, как правило, псаломщиками в двух экземплярах, как и клировые ведомости: один оставался на хранении в церкви, второй в виде копии, заверенной церковным причтом, отсылался в архив консистории.

В Национальном архиве Татарстана сохранился, похоже, этот экземпляр метрических книг церкви во имя Святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев.

Их сохранение и изучение помогают составить семейные родословные.

Консисторский экземпляр включал метрические тетради с записями рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города и состоял из тысячи, а то и более листов.

Приходский же экземпляр был немного другой. Он включал записи рождений, браков и смертей только одного прихода за один или несколько лет, в зависимости от численности прихода.

Именным указом 1802 года было определено, чтобы полиция, одновременно с подачею приходским священником в консисторию метрических книг, представляли по своему ведомству такие же ведомости, чтобы по истечении года ведомости эти сличались с консисторскими.

Вот это уже был контроль!

После принятия 16 сентября 1918 года «Кодекса законов об актах гражданского состояния» метрические книги были отменены и их заменили на актовые (или реестровые) книги в местных органах ЗАГСа, в сельсоветах.

Однако, в некоторых районах, и в селе Люткино тоже, метрические книги велись ещё в течение нескольких лет. По нашему селу в Национальном архиве Татарстана сохранились книги с записями с 1908 до 1926 года.

В 1977 году школу, по словам А.Ивойлова, как и некоторые другие здания (дом священника, в котором размещался школьный интернат), разобрали и перевезли в Шали, а  дом псаломщика  перевезли в Пестрецы для строительства прокуратуры.

Старостой церкви в тридцатые годы, во время закрытия церкви, была Екатерина Борисова.

 

 

На фотографии дом псаломщика церкви. В советское время там размещался фельдшерский пункт и библиотека, за ним коровник. Фото разных лет.

 

Со слов Александры Павловны Гавриловой между домом священника и церковью был подземный ход, шел он примерно там, где была могила священника.

Рассказывают, что кто-то, как бы сказать помягче, «положил глаз» в голодные революционные годы на золотые украшения и крест, захороненные в могиле, в результате их варварства  и могила и подземный ход обвалились.

Обратите внимание - дома священника и псаломщика были рядом с церковью! Компактно стояли. И еще больше скажу - церковь и школа были через забор! Раньше они были неотделимы.

Из метрических же книг церкви села Люткино мы почерпнули данные по священнослужителям и псаломщикам тож.

Сведения, которые имеются, с достоверностью говорят о том, что священнослужителями были в разные годы:

 

священники

псаломщики

Виноградов

Константин Михайлович: 1889-1915

Троицкий Гаврил:

                               1898 (1894?)

Соловьев Николай:       1917-1918

Дъячков Николай Иванович:

                               1899-1904

Источников Иоанн: 1920 (1921-1923?)

Надеждин Андрей:  1911-1917

Спасский Александр Гаврилович:

                                     1929?-1937

Самохвалов Владимир: 1920

 

В остальные годы периоды службы священнослужителей надо еще уточнять.

Не хочется зря наговаривать на человека, но некоторые жители Люткино вспомнили, что какой-то из священников сельской церкви был блудлив и попался местным мужикам, которые его остригли. После этого епархия его куда-то услала.

 Виноградов им быть не мог, умер в Люткино и похоронен там, Спасский А.Г. (о котором ниже) в 1937 г. угнан в Караганду на каторгу.

 Остаются Источников И. и Соловьев Н., которые служили в Люткино всего года по два и потом о них ничего не известно.

 Про Источникова известно, что он был человек семейный, имел сына.

 Согласно данным метрической книги люткинской церкви за 1920 год   01 октября у Маркела Терентьевича Бочкарева и его жены Елены Прокопьевны родился сын Михаил. Крестным у него был записан сын тогдашнего священника Иоанна Источникова Анатолий Иванович. Михаил, 1920 г.р., погибнет в Великую Отечественную, но об этом чуть позже.

Может про Соловьева говорили? Тем более он служил в самый пик революционных лет, когда уважения к служителям Христа поубавилось!

Что же касается церкви в селе, то в июле 2016 г. в Люткино я встречался с внучкой священника сельской церкви Александра Спасского - Ясоновой Надеждой Павловной («попихой» по-местному). Она только и жила мечтой о возрождении церкви в селе.  

 

 

  Она нам поведала, что батюшка жил в Люткино с конца 20-тых годов прошлого века. А до этого он служил в соседнем селе Бима.

 Попадья, матушка Карпович Матрена Викторовна, родом из Гродно Белорусской ССР, умерла в 1984 г. в возрасте 76 лет, похоронена на кладбище в Люткино. У них был сын (1927 г.р.) и дочь. После ссылки батюшки в 1937 г. в колхоз не вступала и кормилась дарами леса, растила коз, делала на продажу козий сыр.

 Внучка батюшки Александра жила мыслями о восстановлении церкви и установкой вокруг кладбища нового забора.

 Она же и рассказала, что вокруг церкви был кованый решетчатый забор.

 К величайшему сожалению, в сентябре 2017 г. она скончалась, не завершив своей мечты!

 Вот данные о священнике: Спасский Александр Гаврилович, родился в 1867 г., в Мамадышском районе, с.Тавели; русский.

 Арестован 29 апреля 1937 г. (в 70 лет!).

 Приговорен  Верховным судом ТАССР 21 июля 1937 г. к 8 годам лишения свободы, обвинялся: ст. 58-10 ч.1. Реабилитирован 20 июня 1992 г. (Источник: Книга памяти Республики Татарстан).

  Справочно: ст. 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 - 58-9 Кодекса), а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. 

Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего кодекса, вплоть до расстрела.

Прав, значит, дед Ивойлов А.П., когда рассказывал, что церковь в Люткино действовала до 1937 г. И с паперти священника в апреле того года увезли в НКВД. Выполняли «лимиты» наркома НКВД Ежова на аресты священников?

В 1939 году Сталин подписал решение Политбюро ЦК, в котором есть прямое указание: «признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих». Где он был годика на  полтора - два раньше!

А в послевоенные годы, когда в селе еще не было клуба и в храме не организовали склад и зернохранилище, в церкви показывали фильмы.  

А на нижних фотографиях что узнаете?

 

    

 

Чем больше хочешь узнать интересного, тем больше его узнаешь!

Глядя на эти фотографии. так и хочется спросить, что это за церковь? Очень уж похожа на церковь села Люткино, один стиль, но…

Эта стоит в с. Большие Меми Верхнеуслонского района Татарстана, построена в 1892-94 г.г. Чувствуете одинаковые черты? Похожие проекты? Церковь св. благоверного князя Александра Невского. Одинаковая судьба построек!

Не одна ли бригада строителей возводила их? Сначала в Люткино в 1889 г., а затем в Б.Мемах в 1892-94 г.г.? Даже иконостас в храмах был одинаковый.  

Кто-нибудь задавался такими вопросами?

В 2017 году в селе Саконы Алексеевского района Татарстана началось строительство храма - часовни в честь святителя Василия Великого.

Все бы ничего, если бы черты старого храма не напоминали  мне что-то? Похожие проекты! Хотя и многие черты разнятся.

        

Храм во имя архистратига Божия Михаила с приделом в честь святителя Василия Великого был построен здесь в  далеком 1865 году.

Проекты церквей в Б.Мемах, Люткино и Саконах чуть отличаются, с каждой стройкой, видимо, в чем-то совершенствовались. Если рассматривать храм в Саконах, то он выглядит проще, без излишних башен-куполов, нет островерхих куполов - колоколен, да и врата боковые отсутствуют. Из трех построенных храмов он был первый!

Службы в храме во имя архистратига Божия Михаила проводились до 1937-го.  Опять 1937-й!

29 мая 2017 г. при разборе остатков деревянного храма местные жители увидели на камне фундамента лик Христа и сочли это знамением.

Очень радует, что село Саконы дождалось часа восстановления своего храма через 80 лет!

А храм в Люткино самый красивый, своими острыми вершинами и множеством куполочков радовал глаз!

На въезде в Люткино, в восточной части, в начале улицы Верхней, установлена еще одна достопримечательность села - кирпичный часовенный столб, относящийся к концу XIX - началу ХХ в.в. 

 

 

                                              

У часовенного столба. 02 июля 2016 г.

В селе собрались потомки сельчан. Вдали виднеется Люткинская церковь.

 

Вот еще… В Интернете промелькнула информацию, что в церкви села Люткино виделась кому-то табличка «страховое общество «Саламандра». 1849 г.». Если уж быть точным, то не 1849, а 1846 год создания «товарищества», а не «общества»!

 

Оно было создано во многих губерниях Российской империи и охватывало своей деятельностью, видимо, не только центральные районы государства. Это страховое товарищество - страхователь церкви.      

В ходе поисков сведений о церкви родного села мне удалось побывать в июле 2016 г. в Духовном управлении Казанской митрополии, где в коридорах управления случайно встретился, немного пообщался и получил благословение у митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Он в тот год заступил на этот пост!

 

 

 

В ходе случайного разговора, владыка поинтересовался причиной моего приезда, узнал, что я разыскиваю сведения о люткинской церкви, которая разрушается и восстановлению не подлежит.

Однако, он сказал, что я могу и ошибаться в этом, отругал при мне своего помощника, что ему раньше про Люткино ничего не рассказывали. Предрек, что церковь в Люткино обязательно должна возродиться.

В этой связи глубоко символично сохранение антиминса. Знаете, как у военных? Сохранение знамени даже при значительных потерях в боях означает сохранение полка в действующей армии, а не расформирование.

После встречи с внучкой священника А.Спасского - Ясоновой Н.П., о которой я писал раньше,  очень серьезно отношусь к пророчеству митрополита.

Вот ведь как бывает!

Очень хочется верить, что у сельчан и потомков люткинцев сохраняются в домашних архивах и другие, не менее ценные документальные и фото-факты о церкви во имя Святых Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских Чудотворцев.            

 

Наш Телеграм-канал https://t.me/pestresy

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев