Бывший узник нацистского концлагера Исмагил Габидуллин родился в фашистском плену
Жизнь Исмагила Габидуллина началась в нечеловеческих условиях. Но он смог не только выжить, но и построить долгую и счастливую жизнь.
Его родители жили в Арском районе. После войны с Финляндией финны отдали СССР большую часть территории. Советское правительство начало переселенческую политику для освоения пустующих земель. Вот и семья Габидуллиных с двумя детьми решила уехать в Карелию за светлым будущим. Но мечты молодой семьи оборвали фашистские захватчики.
– Когда начали бомбить наш поселок, родители не знали, куда спрятаться. Отец нашел лодку и хотел вывезти свою маму, сестру и брата по реке, но она не выдержала нагрузки и утонула. Они побежали вдоль реки и увидели финскую баню, внутри которой и спрятались от бомбежек. Каждые 15 минут поселок обстреливали, – начал свой рассказ Исмагил Габидуллин.
Весь поселок захватили финские войска и семью Габидуллиных вместе с остальными поместили в концлагерь. Его отец начал работать в алюминиевом заводе, а мать вывозили на лесоповал. Утром уводили под конвоем, и только вечером приводили. Детей запирали в бараках, чтобы не убежали. В этом бараке с земляным полом в 1942 году и родился наш герой – Исмагил Закариевич.
– После меня родился еще мой младший брат. Нас, младенцев, прятали старшие дети. Это чудо, что я выжил. Родители были на работе, детей кормить было нечем. Проходя мимо столовой, мама крала картофельную кожуру. Ее готовили на буржуйке и давали нам пососать, чтобы мы не умерли от голода. Если кто-то из надзирателей почувствует запах еды, все осматривали и еду сразу же отбирали, – говорит он.
Спаслись они из лагеря благодаря финским татарам. Один солдат рассказал представителю диаспоры о том, что в плену много людей из Татарии. Диаспора татар начала помогать пленным едой, одеждой. Председатель Мусульманской махалли Финляндии Зухур Тагир составил поименный список невоенных заключенных. В 1945 году их освободили и отправили в Калининскую область в Советский лагерь фильтрации. В то время ко всем пленным относились как к предателям. Габидуллины не стали исключением. После полугодового заключения мать с четырьмя своими и двумя чужими детьми решила сбежать.
– Летом по Волге ездили баржи. Мама с нами на руках неделю ночевала на бирже, умоляя кого-то забрать нас, но никто не соглашался, только один сжалился и взял. Мы добрались до Казани. Тех двоих детей мать отправила на пароходе на родину их родителей в Спасский район. Мы вернулись в Арский район. Отец еще два года работал на стройбате, домой приехал в 1947 году. Мои родители редко вспоминали лагерь, не делились. Мы скрывали, что были в плену. Это темное пятно в биографии, – делится бывший узник.
В первый раз он рассказал о своей истории писателю Джаваду Тарджеманову. Они вместе работали в университете: Исмагил – механиком, а Джавдат – профессором. Так и разговорились.
– Как-то он мне сказал, что собирается в Финляндию. Я говорю, так это моя родина. Он очень удивился. Ну я и рассказал ему, что моя семья была в плену, – вспоминает Исмагил Закариевич.
Писатель запомнил его историю и объездил лагерь, где когдато родился наш герой, познакомился с Зухур Тагиром и другими людьми, которые помогали заключенным освободиться. Даже привез его в Казань и устроил им встречу с семьей Габидуллиных. После опубликовал статью в газете и написал книгу, где как раз описывается жизнь и судьба татарских пленных в Финляндии. Только в 1990-ых годах они смогли оправдать себя и перестали быть предателями для соотечественников.
– 9 мая для нас – большой праздник. Но у нас, узников, еще есть свой день, он отмечается 11 апреля. Обидно, что про эту дату забывают. Нас приравнивают к детям войны, но мы узники войны. Есть большая разница, когда человек рождается на свободе и за колючей проволокой под надзором. У меня есть мечта – хочу посетить лагерь, в котором когдато родился. Наверное, со всеми этими событиями в мире она уже не сбудется. Мэр Казани Ильсур Метшин дважды обещал мне сводить нас туда, ждем. Может, сдержит свое слово, – подытожил он.
Сейчас у Исмагила Габидуллина тихая размеренная жизнь. С женой Розой воспитали троих детей, теперь нянчатся с внуками – их у него четверо. Более 30-и лет он живет в Пестречинском районе, работал на конезаводе в Званке.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа