Директор Пестречинской второй школы отмечает 60-летний юбилей
Хабир Сайфутдинов уже 38 лет работает в системе образования, из них 30 посвятил директорскому делу.
В интервью нашему корреспонденту он рассказал о невидимой стороне своей работы, о проблемах в системе образования и личной жизни.
– Хабир Загрутдинович, как вы связали свою жизнь с образованием?
– Больше половины своих лет я посвятил школе. Удивляюсь нынешнему поколению. Старшеклассники еще не знают, кем станут. Я свою профессию выбрал уже в шестом классе. После одиннадцатого класса подал документы в Казанский педагогический институт на факультет географии, но потерпел неудачу на экзамене. Два предмета сдал на “пять”. В деревенской школе мы не изучали иностранные языки, поэтому я не смог сдать экзамен по немецкому языку. Из-за этого не прошел.
Год проработал на заводе “Сантехприбор” обычным сборщиком. После поступил в Казанский педагогический колледж на учителя начальных классов. Как только его закончил, меня направили на родину в Пестречинский район, Читинскую школу. Там хватало учителей начальных классов, поэтому мне поручили преподавать географию и физкультуру. Через год я заочно поступил в Казанский педагогический университет, начал руководить профсоюзной организацией в школе. Показал себя с наилучшей стороны и меня поставили заместителем директора по воспитательной работе, а после – директором Читинской школы. В 2017 году предложили должность директора Пестречинской второй школы. Не жалею, что посвятил свою жизнь школе, я на своем месте.
– Все знают, чем занимается учитель, но работа директора для многих тайна, покрытия мраком.
– Основная моя обязанность – создать все необходимые условия для деятельности школы. Не течет ли с крыши, есть ли холодная, горячая вода, тепло ли в школе, сыты ли дети... Все под моим контролем. Этого не видно посторонним людям. В основном много времени уходит на хозяйственную часть, нежели на работу с коллективом и с детьми.
– Часто можно услышать такую фразу, что качество нашего образования намного уступает советскому. Ваше мнение?
– По-моему, система образования и раньше, и сейчас на одном уровне. Сегодня даже сложнее. В преподавательскую деятельность внесли новые программы, систему ФГОС. Чтобы получить хороший аттестат, ребенку нужно уже с первого класса хорошо учиться. Выпускник в первую очередь должен уйти с качественным образованием и хорошим воспитанием. Мы работаем по этому принципу.
– Во многих школах сейчас минимализировали татарский язык, а у вас?
– Мы считаемся русской школой, но гости, которые к нам приезжают, сразу чувствуют татарский дух. Каждый год мы открываем один класс с татарским уклоном в воспитании. Хотя все предметы преподаем на русском языке, в этих классах внеурочная деятельность, собрание с родителями проходят на татарском языке. Я считаю, что мы преподаем татарский язык на высоком уровне. В этом году ученица седьмого класса Ралина Шамсутдинова получила призовое место в республиканской олимпиаде по татарскому языку и литературе.
По совместительству я раис Всемирного Татарского конгресса по Пестречинскому району. Мы стараемся быть во главе всех татарских праздников, которые проходят в районе. Наша задача – сохранить и передать культурные традиции и обычаи молодому поколению.
– Говорят, что успех директора зависит от успеха учеников и учителей. Каких высоких результатов вы достигли в прошедшем учебном году?
– Наша выпускница Виктория Галкина сдала ЕГЭ и набрала 100 баллов по истории, 83 балла по обществознанию. Ангелина Егорова сдала экзамен по русскому языку на 83 балла, Алиса Чернова – на 96 баллов по английскому языку. Все трое окончили школу на золотую медаль. Одиннадцатый класс у нас закончили 19 учеников, все получили аттестаты.
В прошлом году школа заняла десять призовых мест в олимпиаде, в этом году в копилке две победы. В нашей школе уже более 20-и лет работает театральный кружок “Тамчы”, который получает различные награды республиканского уровня.
– Отличается ли нынешнее поколение детей от предыдущего?
– Да. Современные дети активнее, много знают, в курсе всех новостей, основной их источник информации – телефон. Сейчас учителям легче преподавать. Дети идут в школу уже умея читать и писать. У них есть свое мнение и они могут доказывать свою правоту, но с поведением сложнее – не слушаются (улыбается).
– Часто ли приходится вызывать учеников в свой кабинет?
– Когда работал в деревне, такой практики не было. В Пестрецах детей много – приходится иногда вызывать. Некоторых зову к себе выразить благодарность за какие-то достижения, но, бывает, ругаю за проступки. Мы стараемся найти общий язык и с трудными школьниками. В этих случаях на подмогу приходят психолог и родители.
– С кем работать тяжелее: с учениками или с учителями?
– Если честно, с родителями. С учителями мы понимаем друг друга с одного взгляда, ведь все варимся в одном котле и все прошли педагогическую школу.
– Как справляетесь с нехваткой молодых педагогов?
– Во многих школах района не хватает педагогов, это касается не только молодых специалистов. Нет предметников по физике, математике, химии и биологии. Чтобы решить эту проблему, стараемся готовить педагогические кадры из наших учеников. Каждый год четырепять девятиклассников поступают в педагогический колледж. В этом году двое выпускников придут к нам в качестве учительницы математики и учителя физкультуры. В прошлом году начал свою деятельность педагогический класс. Они уже переходят в 11-й и три-четыре ученика уже уверены, что станут учителями.
Из района тоже есть помощь. В этом году по направлению одна ученица поступила в КФУ на педагога. В коллективе у нас трудятся 65 учителей, из них 40-45 процентов – молодые кадры.
– Какой вы человек в обычной жизни?
– Моя супруга тоже учительница. Она многие годы работала в Читинской школе математиком. Мы вырастили двоих дочерей. Старшая закончила финансовый университет, работает в отделе образования района экономистом. С супругом подарили нам двоих внучек. Вторая дочь закончила институт с красным дипломом и стала учительницей татарского и иностранных языков. Работала в нашей школе, сейчас в декрете нянчится с пятимесячной внучкой.
Наш дом находится в родном селе Чита. Я люблю свою родину, ее природу. Может быть, поэтому выбрал для преподавания географию. В свободное время с удовольствием в одиночестве выезжаю на природу. Сижу и смотрю, как течет родник, река Меша. Так я раз за разом вспоминаю свое прошлое. Дожив до 60-и лет, могу сказать, что жил все это время правильно и не впустую.
– Ваше любимое увлечение?
– Чтение книг, посвящаю этому все свободные часы. По пятницам знакомлюсь с республиканскими новостями, читаю газеты и журналы. Я чувствительный человек, от книг Зифы Кадыровой, например, проступают слезы на глазах. Люблю произведения Аяза Гилязова во всех жанрах. Человек, читающий книгу, обладает богатым языком, широким кругозором, и, думаю, ни в каких обстоятельствах не пропадет.
– Как же человек с такой тонкой душевной организацией может занимать столь ответственную, высокую должность?
– Я, действительно, мягкий человек, но в нужный момент умею быть твердым. Если того потребует душа, то поплачу в укромном месте. Чтобы быть сильным, в трудные времена иногда нужно и показать свою слабость.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа