Две женщины, две эпохи – в истории одной семьи из Нового Шигалеево
Анна Николаевна – легенда семьи Макаровых
2016 год. Три черных пояса: Людмила Алексеевна и дочери – Ольга (слева), Анна (справа). / Фото из семейного архива
Анна Николаевна – легенда семьи Макаровых. Перед самой войной выйдя замуж за Петра Макарова, вдовца с четырьмя сыновьями, она после его гибели на фронте вырастила и вывела в люди мальчишек, стала любимой бабушкой внукам. Ее внучка – психолог и заслуженный тренер Татарстана по карате Людмила Осипова – вторая героиня нашей публикации. Алексей Макаров, один из двух живых ветеранов Великой Отечественной войны в нашем районе – приемный сын Анны Николаевны и отец Людмилы Осиповой.
Петр Макаров был высокий голубоглазый красавец силы богатырской, но нрава миролюбивого. Когда мужики в деревне дрались, он просто подходил, брал обоих за шкирки, стукал лбами и раскидывал в стороны. В 1939 году Петр овдовел и остался один с четырьмя сыновьями, младшему из которых Коле было всего три месяца. Женщины на Макарова всегда заглядывались, но пойти замуж на хозяйство и четырех детей никто не решался.
Петру посватали Анну Симонову из соседней деревни, старше его на пять лет, с трудной судьбой. Сироту, ее в 15 лет выдали замуж за вдовца, дети которого были старше ее. После смерти мужа Анна была вынуждена покинуть этот дом. Через какое-то время снова вышла замуж – за бойкого молодого человека по фамилии Симонов. Но его ложно обвинили в убийстве председателя сельсовета, арестовали и расстреляли. Скорее всего просто нашли крайнего. Впоследствии в 1968 году его реабилитировали, но Анна Николаевна снова осталась одна. Детей ни от первого мужа, ни от второго у нее не было.
Женщина пришла домой к Макаровым присмотреться. Мальчишки оказались шустрые и шумные – а у нее даже опыта обращения с детьми не было. Она сказала: «Петя, прости, я не смогу!» И тут заплакал младшенький Коленька, которому было полгода. Анна взяла его на руки и вдруг поняла, что от него она уйти не сможет, что этот малыш никому не нужен. Даже мелькнула мысль, что это единственный ее шанс иметь собственного ребенка. И она осталась. Коля стал для нее светом в окошке, он до 15 лет (при жизни в деревне) даже не знал, что Анна ему не родная мать. Она баловала его как могла. Хотя не обделяла вниманием братьев Ивана, Алексея, Сергея.
Через год началась война. Петра сразу призвали. Уходя на фронт, он встал перед ней на колени: «Анна Николаевна, не оставь моих детей! Я вернусь – на руках тебя носить буду!».
Анна осталась одна в чужой деревне, без родственников и знакомых, в такое трудное время с четырьмя чужими сыновьями. Вела хозяйство, держала корову, обрабатывала огород, работала в колхозе. Дети помогали, как могли. Петр перестал писать еще в 1941-м. Анна Николаевна никогда не верила, что он погиб. Говорила – может, попал в плен или где-то живет инвалидом, не хочет быть тут обузой. Сын Иван ушел на фронт и погиб в 1942-м, сгорел в танке. За старшего мужчину в доме остался Алексей. Он, будучи мальчишкой 15-и лет, перегонял в Москву на фронт лошадей. В 1943-м и он ушел на фронт, а вернулся из армии только в 1951 – после разгрома бандеровцев на Западной Украине.
1945 год. Анна Николаевна и сыновья – Сергей (слева), Николай (справа). / Фото из семейного архива
Жили трудно. Младший брат Николай, проживая в деревне, даже не знал вкуса яблок – в деревне вырубили деревья, чтобы не платить налоги. Когда Алексей приехал в отпуск из армии, в Москве накупил белых батонов и огромных яблок. Приехал ночью, открыл чемодан перед людьми, которые порой корочки хлеба не видели. Это угощение они запомнили на всю жизнь.
Стало легче, когда Алексея демобилизовали. Он навигацию отработал кочегаром на пароходе, приоделся сам, одел братьев и Анну Николаевну. Постепенно сыновья выросли, завели свои семьи. Уважение и любовь к Анне Николаевне сохранили на всю жизнь, передали женам и детям.
– Она иногда сокрушалась, что у нее нет своих детей, - рассказывает младшая дочь Алексея Людмила Осипова. – Говорила, вы меня быстро забудете и следа от меня не останется. Но след остался. И мою сестру, и мою дочь зовут Аннами в ее честь. Мы все ходим к ней на могилу. Я считаю, что это великая женщина.
Людмила Осипова – внучка Анны Николаевны. Выпускница Пестречинской средней школы, она закончила химфак Казанского университета, работала в конструкторском бюро «Нефтехимпромавтоматика». Но пришли «лихие 90-е», Людмила вышла в декрет, а возвращаться ей уже оказалось некуда – бюро закрыли. Поскольку в студенческие годы девушка немного занималась ушу и карате, ее пригласили тренером в Детский центр «Танкодром». Там она и проработала 30 лет. Осваивать тренерскую премудрость пришлось по ходу дела. Помогло обучение в Москве у Василия Крайниковского, на семинаре в Японии, у знаменитого бельгийского мастера Джуниора Лефевра и многих других мастеров.
– Через мои руки прошло огромное количество детей, – рассказывает Людмила Алексеевна. – В иные годы я вела шесть групп по 30-50 человек. Детский центр – это не спортивная школа, но ребята приходили способные. Мы начали выезжать на городские соревнования, потом на Россию, в Европу – на соревнования по нашему стилю «Вадо-кай». В итоге объехали множество стран от Канады до Японии. Среди моих учеников много разрядников, восемь кандидатов в мастера спорта, один мастер спорта – моя младшая дочь Анна.
Людмила Осипова всегда считалась жестким тренером, на тренировках добивалась железной дисциплины – никто не имел права говорить или отвлекаться. Также пристально следила за внеспортивной жизнью своих воспитанников. Если кто-то из учеников в школе или на улице становился зачинщиком конфликта – за это полагалось наказание, но если кого-то били, а он не давал сдачи – сразу следовало отчисление.
Однако вне тренировочного процесса Людмила Алексеевна души в своих воспитанниках не чаяла: водила в кино, на боулинг, к памятникам героев. Ей отвечали взаимностью не только дети, но и родители – работал родительский комитет, организовывали масштабные праздники, совместные поездки на соревнования на десяти машинах, а потом и свадьбы.
– Я быстро почувствовала, что мне не хватает знаний, чтобы работать с детьми. Пошла учиться в КГУ на факультет психологии. С 2002 года работаю психологом, – рассказывает Людмила Алексеевна. – А год назад закончила тренерскую деятельность и посвятила себя кризисной психологии. По старой памяти занимаюсь со спортсменами - теннисистами, хоккеистами, футболистами. Это случаи, когда ребенок технически подготовленный, но проваливается в психике, не может справиться со своими переживаниями.
Как человек, пришедший в психологию из спортивной и педагогической практики, где ценится реальный результат, Людмила Осипова имеет собственное мнение по многим вопросам, которое не всегда разделяют коллеги-«теоретики».
– Мой секрет успеха на тренировках – работать, работать и работать, – делится Людмила Алексеевна. Она – приверженец прежнего «деятельностного подхода» в воспитании детей, к современному «личностно-ориентированному» относится с недоверием.
Справка
Осипова Людмила Алексеевна – «Заслуженный тренер РТ», «Почетный работник общего образования РФ», педагог-психолог высшей категории, «Почетный наставник», «Женщина года» РТ в 2000-м году, обладатель черного пояса по карате, третий дан. Последнее спортивное достижение: серебряная медаль Чемпионата Европы по каратэ Вадо-Кай, 2015 год.
Мы еще продолжим рассказ о семье Макаровых. Появится в этом рассказе и Людмила Алексеевна Осипова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа