Алга (Вперед)
  • Рус Тат
  • Говорим правильно

    Дорогие друзья, мы продолжаем рубрику "Говорим правильно", которая даст вам возможность проверить: правильно ли вы произносите слова и выражения.

    Вперемежку и вперемешку. В современной устной речи, а подчас и на письме, нередко смешиваются два слова, которые произносятся одинаково - «вперемешку», но пишутся по-разному: вперемешку и вперемежку. Между тем в литературном языке они строго различаются в своих значениях и в употреблении.

    Наречие вперемежку буквально значит «чередуясь В каком-нибудь строго определенном порядке; перемежаясь, выступая поочередно" попеременно». Сравните глаголы перемежать и перемежаться, деепричастие перемежаясь - все это слова того же корня -меж-.

    Мы напишем слово вперемежку в следующей, например, фразе: «Было решено посадить саженцы дуба и березы вперемежку» (то есть поочередно пер е м е ж а я одну и другую породу деревьев). Или, например: «Книги одних И тех же авторов на русском и иностранном языках стояли на полках вперемежку» (то есть книга и ее перевод чередовались в строгой последовательности). Совсем в другом значении употребляется слово вnеремешки. Наречие внеремешки значит буквально - «беспорядочно, смешанно, хаотично». Сравните другие слова того же корня: мешать, смешать, перемешать, перемешаться и т. д.

    Если мы хотим сказать о беспорядочном нагромождении вещей, предметов, то должны употребить именно
    слово вперемешки. Например: «На столе вперемешку лежали разные предметы и бумаги» (т. е. в беспорядочной
    смеси, хаотично, с м е ш а н н о).

    Итак, следует строго различать на письме два разных слова, которые в устной речи произносятся совершенно одинаково: «вперемешку».

    Вымпелы или вымпела? Нормативные словари-справочники русского литературного языка относят форму множественного числа от слова вымпел к разряду варьирующихся и одинаково допустимых. Одинаково правильно сказать - яркие вымпелы и яркие вымпела, Словарь-справочник «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка», изданный в 1973 году. рассматривает норму вымпела как допустимую при общелитературной вымпелы. Авторы словаря для подтверждения своих оценок приводят примеры из пропаведений известных советских поэтов и прозаиков. .

    Говоря в целом о допустимости формы вымпела, следует отметить, однако, что в стилистическом отношении варианты вымпелы и вымпела не равнозначны. Традиционная общелитературная норма закрепляет постоянное ударение на первом от начала слоге: яркие вымпелы, много вымпелов, обменяться вымпелами, говорить о вымпел ах. Вспомните песню о «Варяге»: «Все вымпелы вьются и цепи звенят, наверх якоря поднимая ... »

    На фоне общелитературного ударения такие формы, как вымпелов, вымпелами, о вымпелах и т. П., следует
    рассматривать, скорее, как просторечные или профессиенальные, но никак не нейтрально-литературные.

    Итак, ударение на основе вымпелы следует расценивать как общелитературное а форму с переносом ударения на окончание - вымпела - как допустимую, но стилистически ограниченную.

    Подпишитесь на нас в Instagram

     

    Наш Телеграм-канал https://t.me/pestresy

     

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: