Виктор Сергеев-Шемелский: "Не духом ли живится тело"
Народ и раньше обретал и сейчас обретает и хранит духовные ценности, заповеди, заветы, которые и составляют пищу духовную, необходимую для правильного воспитания новых поколений.
Но именно такая пища, такое воспитание и такое самосохранение, как народа, так и отдельных личностей, их составляющих, претят составителям программ реформ. Их цель - всечеловеческое единение одинаковых в своей расплывчатой неопределенности, раскрепощенности и распущенности существ, выращивание естественной человечности в детях. Естественное - это природное, то есть стихийное, животное, стадное, бездуховное.
В последние годы появилось понятие «сталкивание различных культур» и конечной целью является не мирное сосуществование их, а интеграция, поглощение и смешение. Вновь провозглашается воссоздание древнего Вавилона, как новой столицы мира, где следует возвести новый столб до неба, богоборчески устранив описанное в Библии Божие наказание за магическую гордыню. Тезис о том, что уровень развития государства определяется духовным состоянием общества, является аксиомой. Если народ исповедует нестяжание, заботу о ближнем, патриотизм - страна процветает. Как только смыслом жизни становится обогащение, стремление к удовольствиям, то есть жизнь для себя - следом неизменно наступает разруха и упадок. В этом смысле наиболее уязвимой частью любого общества являются дети, молодежь. Достаточно вырастить несколько поколений в условиях духовного разложения, чтобы государство необратимо потеряло способность к возрождению. Тому пример - Украина.
Однако и у нас одно поколение выросло в этих условиях, поэтому вопрос о школе и воспитании приобретает первостепенное значение, а не натаскивание на ЕГЭ. И это сегодня главный ориентир, который висит как дамоклов меч над учениками, учителями и над родителями.
На мой взгляд, в школьных программах должна быть значительно увеличена доля гуманитарных дисциплин, направленных на духовное воспитание. Необходимо увеличить часы на изучение истории Отечества, русского языка, литературы, открывать повсеместно воскресные школы. Школьный возраст, как известно, является тем периодом жизни, когда происходит духовное и моральное становление личности, ребенок учится различать доброе и дурное, в чем и состоит суть воспитания. Оно происходит в повседневном общении со сверстниками и взрослыми, в семье и на улице и, конечно же, в школе. Поэтому отделить процесс воспитания в школе в принципе невозможно.
К сожалению, сегодня работа по воспитанию детей в школах свернута, учителям приходится вместо воспитания заниматься никому ненужной «бумажной работой» на что уходит 65-70 процентов времени. Учитель просто «задавлен» и унижен своим бесправным положением.
При всем при этом неослабленным осталось влияние неформальной школьной среды, где в основном действует «закон стада» и «балом» правят другие воспитатели.
Пока ребенок мал, авторитет семьи позволяет противостоять уличному воспитанию, однако по мере взросления влияние семьи ослабевает и зачастую сводится к нулю. Распространение наркотиков, спайсов, курение с младших классов, развращение, грубость, пошлость, цинизм как норма общения - все тому подтверждение.
Если в пору моего детства мы боялись лишнего слова сказать при старших, то сейчас матерятся и грубят дети с начальной школы до выпускников, не боясь и не уважая ни учителей, ни старших.
Кого же они хулят в первую очередь? Ту, пред чьим Пречистым ликом тысячелетия возжигали свечи, моля о заступничестве, ту, которую Михаил Лермонтов назвал «Теплой заступницей мира холодного». А вот ученики на замечание учителей говорят: «А что вы хотите, сейчас время такое».
В прошлом были наша великая литература, образование, которые формировали одни и те же ценности. Сегодня мы наблюдаем дробление этого идеала: в школе говорят одно, дома - другое, на улице - третье, по телевизору - четвертое. И дети воспитываются с таким лоскутным сознанием. И вот здесь важно взаимодействие церкви со всем обществом. Главное сейчас - не борьба за удвоение экономики и подъем рубля, а борьба за человека.
Много веков назад Аристотель говорил: «Если общество идет к знаниям, забывая про нравственность, то это общество идет назад, а не вперед». Продолжая эту мысль, я хотел бы сказать, что из школы должен выходить, прежде всего, духовно крепкий и физически здоровый человек. Из специально образованного, но духовно убогого человека сложно воспитать полноценного гражданина страны.
Я верую в духовную силу нашего народа, в его терпение. Мы выиграли Великую Отечественную войну, потому что оказались сильнее духом. Мы сломили адскую военную машину, во многом превосходящую наши возможности. Наш народ силен духом. И здесь, в глубинке, провинции, это зримо, ощутимо. Наш Президент Владимир Путин показал себя мудрым во внешней политике. Но у нас много проблем внутри. И главную я бы обозначил так: сейчас нужны не политические маневры, а реальная поддержка и пропаганда ценностей российской семьи, школы, духовного стержня, без которого мы далеко не уйдем. И тогда звонок в каждой российской школе будет звучать звонко и весело, напоминая всем и вся, что Россия возрождается!
Не духом ли живится тело?
Но царь и подданный слепы,
Видать, пшеница оскудела,
Коль вяжем плевелы в снопы.
Что Божий глас - лишенным слуха,
Что Божий дар - тому, кто глуп?!
Образование без Духа -
Есть разлагающийся тлен.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа