Пестречинец Дмитрий Давыдов сам изготавливает гусли, опираясь на внутреннее чутье
Сегодня он меньше мастерит и больше играет
.jpg)
Фото: © Люция Сиразеева / «Пестрецы-информ»
Желание освоить русский народный инструмент привело жителя Пестрецов к гуслям. Это увлечение не просто заполнило досуг, а переросло в любимое дело.
Изначально в руки Дмитрия попала пластиковая балалайка. Он сумел извлечь из нее звук, хоть и далекий от идеала. Потом он купил новый инструмент, прошел с ним трехмесячный курс в онлайн-школе. Играть научился, но тембр по-прежнему был не тот. Стремление обрести уникальное звучание подтолкнуло к решительному шагу самому, как он говорит, «построить гусли».
Погружаясь в редкое мастерство, Дмитрий столкнулся с дефицитом информации. Тонкости расчета мензуры, подбора струн и их расстановки предстояло постигать интуитивно. Ведь секреты создания древних, исконных гуслей – крыловидных и лировидных – практически утрачены. Зато они невероятно просты в использовании. Это народный инструмент, рожденный для шуток, частушек и веселья, подобно гармони. Их современные трапецевидные и ромбовидные версии – уже сложные академические системы с десятью и более струн – требуют профессиональной подготовки.
Дмитрия интересовала исконная версия, и ключевым моментом стала встреча с Сергеем Плотниковым, хранителем воронежского Музея забытой музыки, который поделился своей формулой творчества.
– Я спросил его, как же правильно строить инструмент, а он ответил фразой, что стала для меня руководством: «Как в руку ляжет», – вспоминает Дмитрий. – С тех пор следую этому совету, и у меня нет двух одинаковых гуслей.
Первый опыт сборки по точнейшим интернет-чертежам обернулся разочарованием – инструмент молчал. Но вторые гусли запели. Однокурсники, увидев этот успех, захотели такие же. Так все и закрутилось.
Для своих творений Дмитрий использует разные породы дерева: ель, кедр, сосну, экспериментирует с липой и карагачом. Чаще не он находит полотно, а полотно находит его: люди сами привозят, передают.
– Каждый инструмент для меня – это ребенок, а детей не продают, – говорит он. – Поэтому когда меня спрашивают о цене, я лишь отмахиваюсь. Да и ко мне часто обращаются те, у кого нет возможности купить гусли. В гости или даже какие-нибудь дальние поездки я всегда беру с собой несколько инструментов, на случай, если встретится музыкант, могу оставить ему.
Хотя гусли востребованы не только музыкантами, но и теми, кто ценит их мощную вибрацию для медитаций и звукотерапии. География путешествий инструментов обширна, они разъехались по разным городам, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Крым, Севастополь, Самара, Пенза, Уссурийск.
Для Дмитрия это увлечение превратилось в одержимость. Работая дежурным электромонтером в Пестречинских электрических сетях, он все свободные часы посвящал мастерской. Начав работу около полудня, мог засиживаться допоздна, увлеченно устанавливая струны даже глубокой ночью. Когда создает для кого-то гусли, то ориентируется на его будущего хозяина. Уверяет, что может почувствовать его энергетику даже по фотографии. Если она, по его мнению, негативная, то в просьбе будет отказано.
Сегодня он меньше мастерит и больше играет: выступает на фестивалях, дает сольные концерты. В эти дни готовится к совместному выступлению с группой «Медвежий угол» в Казани.
– Мне пообещали, что через 15 минут я сыграю свой первый наигрыш. Так и вышло! – отмечает Дмитрий. – Гусли – самый легкий инструмент. По сути, это та же самая гитара, только проще. На них можно исполнить все, что угодно, в том числе хиты рок-групп «Чайф», «ДДТ» и даже «Пикника». Это идеальный выбор для тех, кто хочет быстро научиться играть.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia