Пестрецы: взгляд сквозь годы
Территория Пестречинского района составляет 1361 квадратный километр. Сейчас здесь проживает более 30 тысяч человек.
История села Пестрецы, которое стало центром обитания здешних жителей, уходит, как известно, своими корнями в ХVI век, когда после присоединения Казани к Русскому государству по приказу царя Ивана Грозного на берегу реки Волги выходцами из Костромской губернии был построен Троице-Сергиев монастырь. Раскинулось село по правому склону живописной реки Меша на холмах. Сегодня надо признать, предки умели выбирать красивые и главное удобные для проживания места.
Позже по велению Ивана Грозного монастырь перенесли. А поскольку настоятель монастыря был заинтересован держать мастеровых строителей из Костромы, он уговорил часть из них переселиться на дарованную землю. На правом берегу реки Меша на бугре было озеро. Вокруг него первые поселяне и начали строить дома. Этот небольшой поселок получил название Троицкая Пустошь. Позже была построена красивая деревянная церковь Николы. Позднее люди стали именовать бывшую Пустошь село Никольское. По-видимому, чтобы не спутать Никольское с другим одноименным селом, его и стали называть село Пестрецы.
В те далекие времена хорошо развивалось ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное, дерево - и металлообрабатывающее ремесло. Славились плотники, столяры, резчики по дереву, пильщики, мастера по выделке овчин, валке валенок. Было развито паркетное и гончарное производство, которому насчитывается более 400 лет. Особенное развитие нашло гончарное производство, широко освоенное в XVI веке, затем переросшее в высококвалифицированное производство художественно-орнаментированной керамики, облицовочной плитки для полов, панелей, черепицы для крыш. Большую известность получили работы русских гончаров начала XX века, использовавших для украшения татарские национальные орнаменты. Кстати, пестречинская керамика распродавалась на ярмарках Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани и других городов. Интересны работы русских мастеров начала ХХ века, которые использовали в своих работах татарские национальные орнаменты с эскизов супругов Ильинских.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа