Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Сапожник из села Шали старается вернуть к жизни даже самую безнадежную обувь

Представитель редкой профессии рассказал о своей работе

«Если обувь испортилась, то я выбрасываю ее, и покупаю новую», – так ответили большинство пестречинцев в опросе в соцсетях. Поэтому не удивительно, что профессия сапожника сегодня не востребована. Можно ли ее возродить, и нужно ли это? Мы попытались выяснить в разговоре с сапожником из села Шали, пенсионером Равилем Абдуллиным.

Равиль Абдуллин за свою жизнь поменял немало мест работы: трудился водителем, трактористом, помощником пчеловода. Однажды на производстве он получил травму, ему дали инвалидность. Сильные физические нагрузки отныне были запрещены.

– Моя жена была швеей в комбинате бытового обслуживания. Ее коллеги знали о моей ситуации, и предложили ей попробовать меня в ремонте валенок – самая популярная обувь в деревне в те времена, в 80-90-ые годы. В первый же день меня посадили за сапожный стол. Напротив на таком же столе устроился опытный мастер, который пришел учить меня, нового сотрудника, а сам он работал на дому. Я внимательно стал наблюдать, как он подшивал валенок. Стертая до дыр подошва – это и было основной заботой мастеров. Мне в любом деле нужен лишь один взгляд, чтобы я все запомнил и повторил. Тут тоже я хорошо справился с заданием, за 2 часа сделал 1 валенок и был принят на работу, – вспоминает Равиль Миннулович.

Он тогда заметил, что все помещение было забито валенками. Не счесть. На их ремонт потратил примерно 2 месяца. В день обновлял по 3 пары, а четвертую готовил на завтра. Так он поработал с осени до весны. Потом комбинат закрыли. Жители остались без сапожника. Равилю Абдуллину было жаль отсылать людей в райцентр. Во-первых, не у всех тогда машина была, во-вторых, им приходилось тратить время и деньги на дорогу. Решил он принимать заказы у себя дома. С тех пор по сей день каждую зиму ремонтирует валенки. От удобных теплых сапог сельчане не отказываются и сегодня. За прошлую зиму Равилю Абдуллину примерно 60-70 пар валенок принесли. В другие времена года он занят сандалями, туфлями, сапогами, ботинками. Если хозяина дома нет, или дверь заперта, люди оставляют обувь прямо под воротами, или вешают на забор. Сапожник забирает их по умолчанию, обследует обувь, находит поломку и принимается чинить. Владелец становится известен только тогда, когда приходит за своей обувью.

– Вот сегодня только сандали нашел. Даже если хозяина нет, и записки никакой тоже, я их сделал. Набойка, оказывается, слетела, – говорит мастер. – Мне только в радость. Я не люблю сидеть без дела. Фартук свой надеваю, сажусь, включаю телевизор и слушаю, а руки делом заняты, – делится сапожник. – Я заметил, что раньше люди носили только кожаную обувь, а сейчас выбирают дермантин. Чаще всего на ней отклеивается подошва. Сейчас обувь такая, что один раз споткнешься, и все, надо ремонтировать. Я заклеиваю подошву обратно, а потом обязательно подшиваю нитками вручную, тогда обувь долго еще прослужит. 

Сапожник признается, что никогда не отказывает односельчанам в просьбе, старается вернуть к жизни даже самую, казалось бы, безнадежную обувь. Но есть одна причина, по которой он может не принять заказ – когда приносят грязную обувь. Для него это знак неуважения как к его труду, так и к самой обуви. 

Равиль Абдуллин называет свою работу увлечением, потому что она приносит ему удовольствие. Еще он пчеловод. Держит примерно 20 пчелосемей породы карника, карпатки, бакфаст. Мед получает разнотравный. На подворье есть бараны. А в саду выращивает разные овощи и фрукты: помидоры, огурцы, викторию, виноград. Отмечает, что домашними делами чаще занимается сам, жена Рафиля на работе – трудится в медучреждении Казани санитаркой. С улыбкой вспоминает, как у них складывались романтические отношения в юношестве. Будущие супруги учились в одной школе. Они общались, оставляя друг другу записки в гардеробе в кармане верхней одежды. После школы он ушел в армию, она его дождалась. Пара поженилась в 1981 году. Они вырастили двоих детей: сын Рустем работает комбайнером, дочь Рамиля – медсестрой. Есть два внука, один сейчас в армии, другой учится в школе. 

Равиль Абдуллин, насколько известно, единственный сапожник в селе Шали. Сейчас ему 63 года. Хоть он и не собирается еще бросать свое дело, однако смотря на будущее, понимает, что оставить ему после себя некого.
– Никто не просит, чтобы я его научил ремонтировать обувь. Нет интереса у молодежи сейчас. Все в телефонах да в компьютерах. Если были бы желающие, я бы с удовольствием все показал и рассказал, – уверяет сапожник. 


 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

1

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса