Вперед

Пестречинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Создатель обучающих кукол Эльза Хуснутдинова: «Хотела показать первую татарскую куклу Рустаму Минниханову»

Жительница Пестречинского района РТ Эльза Хуснутдинова придумала и воплотила в жизнь проект по созданию интерактивных татарских кукол – они говорят и поют на татарском языке. В начале августа Эльза представила свой проект Президенту РТ Рустаму Минниханову и попросила поддержки в запуске их серийного производства. Президент поддержал идею, отметив, что, играя с говорящими на татарском языке куклами, дети быстрее и легче освоят татарский язык. Какими же будут эти куклы? Корреспондент ИА «Татар-информ» отправилась в Пестречинский район, чтобы познакомиться с Эльзой и узнать больше о ее проекте.

– Эльза, вы создали двух татарских кукол – «Минем матурым» («Моя красавица») и «Мин – татар» («Я – татарин»). Как появилась идея? Почему решили взяться за изготовление кукол?

– У меня двое детей. Амиру семь, Амине два года. Четыре года назад я поняла, что не могу своим детям предложить игрушки, соответствующие убеждениям нашей семьи. В магазинах нет игрушек, с которыми могли бы играть дети мусульман, таких, что разъясняли бы нравственные и этические нормы нашей религии. Не говоря уже об игрушках, читающих Коран. Мне кажется, если бы дети в игровой форме могли послушать разные суры, аяты из Корана, то им легче было бы его осваивать.

Так появилась идея. Сначала я опросила своих друзей, знакомых: хотели бы они таких кукол своим детям, было бы это им интересно? Идея им понравилась. Тогда я решила делать мусульманских кукол. Они пришлись по душе практически всем – друзьям, родным, знакомым, стали поступать первые заказы. Я и сама родной татарский не очень хорошо знаю, поэтому подумала, что хорошо бы делать татарских кукол. Я хотела бы также обучить татарскому своих детей.

Считаю, что вопрос сохранения татарского языка на сегодняшний день очень важный и актуальный. Уважительное отношение к своим корням, роду, традициям – неотъемлемая часть воспитания нового поколения татар.

Надо пробудить любовь к культуре. Хотелось бы, чтобы дети изучали татарский язык не потому, что так нужно, а сами этого желая, проявляя к нему интерес. То есть надо популяризировать татарский язык и культуру среди детей. Среди взрослых это довольно широко распространилось. Многие поддерживают татарские костюмы, стилистику, стали носить калфаки, тюбетейки. Если бы я могла пробудить в татарских девочках любовь к истокам своего рода, была бы очень счастлива!


– Как куклы помогут освоению татарского языка?

– Обучение чему-либо через кукол возможно, я это вижу на примере мусульманских кукол. Слушая мусульманских кукол, девочки за несколько дней изучили суры Корана. Обычный “академический” режим детям скучен, а когда ребенок играет с куклой, он сам выбирает, в какое время и где он будет изучать язык. Ребенок решает сам – учить ему или нет, получается, что все происходит по собственному желанию ребенка. Поэтому я подумала, что и татарские куклы должны быть говорящими. Мне кажется, когда ребенок воспринимает татарскую речь на слух, ему гораздо легче осваивать язык.

– Как вам удалось показать своих кукол Рустаму Минниханову?


– От презентации своих кукол получила положительные впечатления. Призыв сохранить татарскую культуру, татарский язык изначально услышала от Президента Татарстана. Именно поэтому первую татарскую куклу мне захотелось показать Рустему Нургалиевичу. Таким образом, мы встретились на международных выставках «Халяль» и «Экспо». Ему очень понравилось.

В ходе второй встречи Рустам Нургалиевич предложил нам сделать кукол в нескольких вариантах. Костюмы, на какие темы они будут разговаривать, как будут говорить – все будет разным. Одна кукла будет звать поиграть, читать интересные стихи, говорить народные приметы, вторая будет рассказывать легенды, сказки – примерно в таком формате планируем все делать.

Президент посоветовал работать совместно с Казанским техникумом народных художественных промыслов. У них есть студенты, которые обучаются пошиву костюмов, специалисты, изучающие историю костюма, есть материальная база.

Когда решили начать производить больше кукол, то за помощью обратились к руководству Пестречинского района. Им эта идея тоже понравилась, и нам выделили 117 тысяч рублей на изготовление первой партии. Среди них есть «Питрэч кызы» («Девушка из Пестрецов»), «Кун кызы» («Девушка из села Конь»), «Шэле кызы» («Девушка из села Шали»), «Керэшен кызы» («Кряшенка»). Далее мы планируем производить кукол, говорящих на свойственном определенной местности диалекте.

– Дорого обходится изготовление куклы?

– Да, дорого, потому что мы все делаем своими руками. Кукол покупаем в России, а не в Китае. Российские куклы дороже, но зато мы точно знаем, что они фабричные, сделаны из 100% надежного, сертифицированного материала.

Я хочу делать куклы не сувенирные, а настоящие игрушки, которыми пользуются в семьях. Не для того, чтобы ставить в сервант и любоваться. Ребенок может играть с ней, нажимать на кнопку, повторять за куклой, одевать ее. Хотелось бы, чтобы как можно больше детей получили возможность играть с такой куклой. Эта игрушка безопасная, ее физически сломать невозможно, у нее нет мелких деталей.


– Идеи для костюмов – откуда?

– Одежду для первых кукол мы шили по образцам костюмов ансамбля в Пестречинском районе. Для этого обратились в районный Дом культуры, нам дали фотографии, костюмы народных коллективов.

Затем за помощью обратились к Национальному музею РТ. Сейчас работаем с Министерством культуры РТ. Нам подарили справочник по татарским костюмам. Наша задача на будущее – реализовать эти костюмы на куклах.

– Как выбираете имена для кукол?

– В этом вопросе консультируемся с сотрудниками Дома культуры Пестрецов. Бывают имена, которые популярны в той или иной деревне, на их основе подбираем имена.

– Кто озвучивает куклы?

– Алина Мингазова, она звезда Пестрецов, очень любит петь. Алина удовольствием согласилась участвовать в проекте. Мы выбирали из нескольких девочек. В ее речи и пении нет никаких недостатков. По звуковой модули ее звонкий голос нам тоже хорошо подошел. Ее голос мы записываем в студии звукозаписи районного Дома культуры.


– Если посмотреть с точки зрения религии, в исламе разрешается делать куклы, играть с ними?

– Детям до определенного возраста можно не выполнять обязательные части религии. Например, маленькая девочка может рисовать, играть с куклами. В нашем случае куклы читают суры Корана, обучают татарскому языку. Это ребенку на пользу.

Данный вопрос я изучила еще до начала реализации проекта. Брала консультации у имамов. Они мне дали разрешение. Но надо помнить одну вещь: во время совершения намаза куклу надо положить в коробку или завернуть в ткань и убрать туда, где ее не будет видно.

– Заказы на кукол поступают? Где их можно купить?

– Мусульманские куклы мы делаем уже четыре года, можно сказать, что налажено непрерывное производство. Татарских кукол только начали делать, люди присматриваются, пока нет такого, чтобы покупали каждый день. Надеюсь, мой проект понравится татарам. Еще никто не высказывал недовольства.

Кукол продаем через интернет-магазин. Можем отправить почтой в любую точку мира.

– Планируете в будущем открыть свою точку?

– Моя задача на ближайшее будущее – сделать кукол в костюмах всех видов национальной одежды татар. Мечтаю о своей фабрике игрушек. Хотела бы, чтобы в ней производились татарские игрушки. А еще хочу делать игрушки по мотивам татарских сказок и легенд, выпускать кукол с персонажами татарских сказок.

ТИ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: Пестрецы, кукла