Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Свои традиции и хранят, и творят

Украшение каждого сельского поселения, а в чем-то, можно сказать, его душа – местный народный ансамбль. В Кибячах это кряшенский фольклорный коллектив «Беләзек» («Браслет»). Без него не обходится ни одно сельское мероприятие. А еще это кладезь народной мудрости, традиций, старинных песен и обрядов, ремесел и умений кряшен.

На страницах газеты мы рассказываем о жизни нашего района, о пестречинцах, их трудовом пути, увлечениях и талантах. Конечно, чаще всего в поле нашего зрения оказывается густонаселенный райцентр. Поэтому мы и решили почаще рассказывать читателям о том, чем живут и дышат другие поселения района, кем и чем гордятся. В этот раз мы хотим рассказать вам о жизни Кибячинского сельского поселения.

 

Родился ансамбль не так давно – всего двенадцать лет назад. Сейчас в составе одиннадцать человек, руководит творческим коллективом заведующая местным клубом Рамзия Пляшкина.
- Наш «Беләзек» - не только вокальный ансамбль, но и в чем-то театральный коллектив, творческая группа, объединившая талантливых кибячинцев, - рассказывает Рамзия Пляшкина. – Мы собираемся регулярно. Поем, прядем, вяжем, под настроение и пляшем. Участвуем в мероприятиях, бываем и в соседних деревнях с выступлениями.
В репертуаре коллектива не только старинные песни, но и инсценировки кряшенских обрядов. О них участники знают не понаслышке. Если кому-то из них и не довелось видеть такие в детстве, в юности, то слышать рассказы об обычаях своего народа от мам, бабушек и прабабушек – непременно. Теперь они рассказывают об этих традициях молодежи.
Отдельного внимания заслуживают костюмы женщин.
- Нам не очень нравятся современные интерпретации национальных нарядов, наши платья – это платья, в которых действительно ходили когда-то в деревнях, фартуки почти каждая из нас вышивала когда-то сама, - говорит Рамзия апа.
- Я раньше много вышивала, - добавляет Елена Павловна Золина. – Здесь (на небольшой импровизированной выставке в клубе) много моих работ: наволочки на подушках, полотенца, фартуки.
Ручная работа в костюмах – не только фартуки. На шее у женщин – «сүрәкә» - украшение из монеток. Такие носили раньше их бабушки. Но некоторые из них эти бусы сделали уже сами.
- Мне муж сделал, мой Илья Трофимович, - продолжает Елена Золина. – Он меня очень в творчестве поддерживает. Если нет настроения, бывает, сюда идти, всегда уговаривает, мол, чего дома сидеть.
Еще одна участница ансамбля, Анна Каримова, ловко управляется с прялкой.
- Научила еще бабушка этому искусству, и сейчас я много вяжу, и, конечно, из собственной пряжи тоже, - говорит женщина. – Такие вещи все согреты теплом рук. Меня всегда успокаивает мерный стук старинной прялки. По этому звуку, кстати, всегда можно угадать настроение того, кто за ним сидит. Иногда начинаю и сама вслушиваюсь, бывает, расстроена чем-то или взволнована – и прялка быстро звучит или ритм неровный. Тогда стараюсь его выровнять, замедлить, так и сама успокаиваюсь.
- Мне тоже нравится прясть, - подчеркивает и Маргарита Золина, ловко вертящая веретено, сучащая шерстяную нитку ручной прялкой. – Научилась еще в детстве, и сегодня руки все помнят. Раньше в деревне все девушки обязательно прясть ведь умели.
Ну а работать, тем более творить, лучше всего под музыку. Поэтому женщины на собраниях-репетициях много поют. Аккомпанирует им местный тольянист Петр Трофимович Золин.
- Я с юности с инструментом не расстаюсь, - подчеркивает восьмидесятилетний гармонист Петр Золин. – Сейчас вот на тольянке играю. Вообще я самоучка. В нашем репертуаре много песен. Музыку я очень люблю, нравится играть людям на радость.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса