Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
Общество

Ученый Николай Морозов всю деятельность посвятил изучению и сохранению водных ресурсов Татарстана

В том числе изучал он и реки Пестречинского района Нурминку и Ушню.

Интервью с ученым Николаем Морозовым:

- Николай Васильевич, свою научную деятельность вы начали еще в 1968 году. Каковы ее основные направления?

– Я всю свою жизнь в научном плане посвятил воде. Экологии воды, биотехнологии воды. Вода – это та жизненная сила, без которой нельзя жить. Если максимально кратко, то направление моих исследований - комплексное использование и охрана водных ресурсов. А если развернуто, то у меня издано более 140 научных работ, в том числе три монографии и рекомендации по защите малых рек от загрязнения животноводческими стоками. Разработаны биоинженерные методы глубокой очистки сточных вод, биотехнологическая схема защиты водохранилищ от загрязнения. В основе всего лежит мое исследование процесса самоочищения вод за счет деятельности высших растений и микроорганизмов. Если их правильно подобрать, то можно строить очистные сооружения любой производительности.

- В чем состояло ваше исследование рек Пестречинского района?

- Мы исследовали факторы формирования качества воды в течение целых пяти лет, и хотя само исследование было достаточно давно, но мы выявили фундаментальные характеристики рек, которые не меняются со временем. Наблюдения позволили установить, что в водах рек Сулица, Нурминка и Ушня, весной, в период половодья, количество выносимых минеральных соединений и органических веществ возрастает в воде в несколько раз. Например, фосфора – в 1,5-2 раза, а азота – в 9 раз. Максимальные значения характерны в этот период для сульфатов, хлора, гидрокарбонат-ионов, железа и пр. Причем, из светло-серых, серых лесных, дерново-подзолистых и оподзоленных почв вымывается до 30 процентов внесенного с удобрением азота, а из черноземов только 1,5-1,7 процента. Выяснилось, что до трети и более ядохимикатов – пестицидов - используемых на сельскохозяйственных водосборах, остается на местах их складирования; до половины уходит в атмосферу, 4-20 процентов поглощается растениями, 1-5 процентов поступает в поверхностные воды. По итогам исследования были даны рекомендации по очистке стоков с сельскохозяйственных угодий с использованием микрофитов - микроскопических водорослей, невидимых невооруженным глазом.

Полевые работы в Пестречинском районе. / Фото из личного архива

- Сейчас что находится в сфере ваших интересов?

- Хотя я уже на заслуженном отдыхе, мне уже 84 года, но ко мне обращаются, к моему мнению прислушиваются. Иногда сам выступаю с инициативами по актуальным вопросам. Например, я сделал предложение для Республики Крым по проблеме водоснабжения. Крым мало обеспечен водой, особенно ситуация обострилась, когда с Украиной стало плохо. Я подготовил предложение для Минсельхоза России, а через него губернатору Крыма. Предлагал брать воду из лиманов, обессоливать и подавать в промышленность. Сточные воды очистить и возвратить для использования и таким образом восполнить ресурсы для аграрного сектора. Также рассмотрел вопросы эрозии почв, облагорожения природной среды.

- Какие ваши разработки можно применить в условиях отдельно взятого муниципального района?

- Практически любую. Например, я разработал бактериальные препараты для управляемого уничтожения загрязнений – самых разных: нефтяных, промышленных, животноводческих и бытовых стоков. Препараты - это консорциумы микроорганизмов. Порошок вывозится, распыляется - и все, данное загрязнение снимается. Сегодня есть четыре готовые консорциума: один состоит из 8 видов микроорганизмов, другой из 10, из 3 и из 5. Организовать их производство и применение труда не представляет.

- Николай Васильевич, как наш земляк, расскажите о своих корнях и своем пути в науку.

- Наш род из кряшенской деревни Тямти, крестьянский, хотя дед по отцовской линии был известный портной. Отец после службы в армии был нефтяником на Кавказе, но вернулся и стал агрономом. Воевал, защищал Ленинград, был ранен и в 1947 году умер. Перед смертью дал наказ матери: «Учи детей! Дай им образование!». Мать этот наказ выполнила. С материнской стороны у нас родственники зажиточные и образованные – были и священники, и революционеры, и директора школ.

Я до армии работал каменщиком, во время срочной службы в только создававшихся ракетных войсках дослужился до офицера, думал поступать в академию, но чтобы быть ближе к матери – пошел в Казанский университет на кафедру биохимии и микробиологии. Параллельно устроился в Академию наук лаборантом и, пока учился, прошел стадии инженера, старшего инженера-конструктора, младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, заведующего лабораторией.

В 1972 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Роль высшей водной растительности в бактериальном самоочищении природных вод от нефти и нефтепродуктов». Работал на кафедре технологии основного органического синтеза Казанского химико-технологического института. Это кафедра знаменитого профессора Камая. В 1987 году возглавил лабораторию «Биотехнология» Казанского педагогического института. В 2002 году избран заведующим кафедры ботаники и экологической биотехнологии. В 2003 году защитил докторскую диссертацию по теме «Экологобиотехнологические пути регулирования и управления качеством поверхностных вод».

- Дети продолжили вашу научную деятельность?

- Старший сын Владилен имел все данные для того, чтобы стать химиком, окончил химфак КГУ, аспирантуру, но в ельцинские годы наука была не нужна, и он ушел в бизнес – у него предприятие по производству строительных конструкций. Второй сын Олег – музыкант, пианист, вокалист, лауреат многих международных конкурсов, живет в Голландии, руководит большими и малыми хорами, преподает, готовит специалистов в области музыки.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса