Учителя из пестречинской деревни воспитали поколение защитников
Их семья – как та самая русская печь из Белкино: согревает всех, кто рядом.
Фото: © Валерий Мирошников / «Пестрецы-информ»
Игорь Петрович и Галина Александровна Шпагины находили путь к сердцу самых трудных подростков через труд и романтику походов, ночевки в снежных иглу. 14 их выпускников отправились на СВО.
Игорь Петрович в 1968 году приехал в Пестречинский район с дипломом Мамадышского педучилища в кармане «поработать учителем перед армией». После армии – Казанский пединститут, где общественник-спортсмен встретил общественницукомсомолку Галину Александровну. Она выросла в Нурлате, в своем доме, знакома с сельским трудом, он – казанский городской романтик, влюбленный в охоту и «первобытную» красоту русской избы. Их соединило общее дело: спорт, туризм и подпитанная любимыми фильмами «Первый учитель», «Весна на Заречной улице» вера в то, что учитель – не просто профессия, а миссия – нести детям знания и свет.
В 1976 году молодая семья получила направление в деревню Белкино – «медвежий угол» Пестречинского района.
– Деревня нас встретила печкой на треть избы, на огонь в которой Игорь мог любоваться вечно, а еще промерзающей насквозь школой и ничтожной зарплатой, – смеется Галина Александровна.
Старое здание школы топили дровами. Дети сидели на уроках в пальто, учителя – в валенках. Если доску протереть влажной тряпкой, писать на ней было невозможно – мел скользил по льду. Игорь Петрович, став директором, решил: «Будет новая школа!».
– Я объездил весь Татарстан, договаривался о мебели, материалах, уговаривал строителей.
В 1978 году школа открылась. И она, действительно, была современной. Была создана кабинетная система, в мастерской стояли комбинированные верстаки, станки, был комплект инструментов. Интерьеры были расписаны членом Академии художеств.
Первый урок Игоря Петровича в новом здании был… про унитаз:
– Ни кобяковские, ни белкинские дети не знали, как им пользоваться.
– Нам все было в радость, – рассказывает Галина Александровна. – Едем проводить родительское собрание в Кобяково – на лошадях, три подводы с учителями, нас ждут в Доме культуры. В небе луна, звезды. Мороз трещит, а нам хорошо в тулупах. В Кобяково люди были шикарные, очень гостеприимные.
Гордостью сельской школы стал «городской» спортзал 9 на 18 метров.
– Тогда считалось, что главный критерий коммунизма – сближение города с деревней. И я решил, что не всю деревню, но школу я сделаю не хуже городской, – рассказывает Шпагин. – Я постарался, чтобы дети могли научиться правильно играть в волейбол, баскетбол. У меня в крыльях здания стояло два теннисных стола, при входе стоял помост для тяжелой атлетики, отдельный класс был отдан под шахматы. Лыжи были закуплены на всех – не на валенках, на ботинках. И дети мне поверили.
В школе неоднократно проводились районные и республиканские семинары – приезжие смотрели на новую школу с изумлением.
Фото: © Валерий Мирошников / «Пестрецы-информ»
После 10-летней эпопеи в Белкино супруги перебрались в Пановскую школу, где продолжили развивать свои педагогические идеи.
По убеждению Шпагиных, сейчас школа растит белоручек, которых ни пол в классе не оставишь помыть, ни школьный огород прополоть. Сразу поднимется шум – эксплуатация. А раньше это называлось трудовое воспитание. Кроме уроков труда, летом работала еще школьная бригада – до 12 часов, потом обедали, ставили раскладушки – и дети отдыхали. А учителя читали им книги о подвигах и путешествиях.
Осенью школьники целый месяц работали на картошке. Но и эту ситуацию Шпагин сумел повернуть на пользу воспитанию: «Ребята, может, зимой съездим в Сочи? Поедем на свои заработанные деньги. Ни копейки от родителей не возьмем». У ребят проснулся такой энтузиазм, что они грузили без остановки машину за машиной.
В Сочи добирались на перекладных: самолет до Адлера, такси до частного сектора. Дети впервые увидели море, гуляли по Гаграм, поднимались к озеру Рица.
– Сейчас эти «пацаны» – дедушки. Встречаемся – вспоминают: «Игорь Петрович, мы и в Казань-то сейчас редко выбираемся, а вы нас на море возили, в Москву!».
В вопросах воспитания Игорь Шпагин сделал ставку на туризм. В походах, как нигде, раскрывались характеры:
– Там видно, кто лидер, кто трус, кто готов помочь.
Походы под руководством Шпагина были разнообразными и интересными. Например, поход без еды, где дети собирали дикие яблоки, шелушили колосья ржи и выкапывали мерзлую картошку. А еще был ночной маршбросок: учитель не боялся брать с собой второклашек, назначая каждому наставника из старших классов. Они шли через овраги и болота, иногда старшие несли младших на руках. Были и походы, где девочки шли без мальчиков, чтобы научиться полагаться только на себя. Кроме того, были зимние походы, велопробеги и сплавы по рекам.
В феврале, к Дню Советской Армии, школьники отправились в Альвидино – на родину защитника Брестской крепости Петра Гаврилова. Сначала они посетили краеведческий музей в Пестрецах, где писатель Апушев, хорошо знавший героя, рассказал о его жизни. После диспута в музее участники похода переправились через реку Мешу и подошли к Альвидино, где у дома майора Гаврилова стояла скромная мемориальная табличка. У этой таблички они прикрепили кумач с надписью: «От благодарных учеников Пановской школы Гаврилову Петру Михайловичу». Этот момент стал ярким и запоминающимся событием в жизни школьников.
Жизнь сельского учителя насыщена трудом: после школьных занятий нужно заботиться о хозяйстве. А началось все с подарка. На 8 марта Игорь Петрович подарил супруге… телку. Как положено – сделал сюрприз, тайно привел, поставил в хлеву.
– Пришлось учиться доить! – вспоминает Шпагина. – Благо, соседи у нас хорошие, все показали, все объяснили. А как в деревне без коровы?
Впрочем, у Шпагиных вся живность «велась». Гусыни высиживали по 14 гусят, и все выживали, стадо достигало 40 голов. Поросята никогда не дохли, кур-уток даже не считали.
А история пчеловодства началась с поимки роя. Отдыхали на речке, купались, катались на лодке. Вдруг прямо над головой как туча пролетел рой. Им бы испугаться, но нет.
– Бесшабашность какая-то в нас была! – признается Галина Александровна. – Взяли одеяло и стали подкрадываться к рою – как были в плавках, купальнике. Поймали, привезли, выпустили в предбанник. Потом пересадили в улей, купили еще один. Бывало, по фляге меда с улья накачивали.
В 2022 году супруги отметили 50-летие совместной жизни. Ктото празднует золотую свадьбу в ресторане, собирает гостей, Шпагины нашли самый необычный способ: Игорь Петрович и Галина Александровна решили… обвенчаться.
Фото из архива семьи
– Нас обвенчал наш же ученик, батюшка Руслан из Куюков. Вот она, педагогическая радость, – улыбается Галина Александровна.
Их семья – как та самая русская печь из Белкино: согревает всех, кто рядом. А школа – продолжение дома.
Шпагины доказали: настоящее образование – это не гаджеты и ЕГЭ, а огонь костра, хруст снега под лыжами и память о героях. Их педагогическая гордость – 14 выпускников, которые ушли на спецоперацию, и сотни других, которые помнят своих учителей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа