В 2024 году жители Пестречинского района перевели аферистам свыше 15 миллионов рублей
Жертвой мошенничества может стать каждый
Об основных уловках телефонных мошенников и способах уберечься от них рассказывает начальник следственного отделения отдела МВД России по Пестречинскому району майор юстиции Радик Шарипов.
Сразу о главном. Жертвами дистанционных мошенников становятся не глупые люди, а люди, подверженные влиянию. Но мы абсолютно все без исключения в той или иной степени подвержены влиянию. Поэтому на уловки аферистов попадаются отнюдь не только пенсионеры, но и молодые люди с современным образованием, владеющие информационными технологиями. У каждого есть свое слабое место, которое преступники стараются обнаружить и использовать.
– Еще каких-то 20 лет назад таких преступлений не существовало. Они возникли при появлении доступной мобильной связи, сети Интернет и роста числа безналичных операций, – отмечает Радик Шарипов. – В настоящее время в производстве по Пестречинскому району находятся 35 уголовных дел, связанных со взломом страниц в социальной сети «ВК», в мессенджерах «Whats App» и «Telegram», взломом аккаунтов на портале «Госуслуги РФ».
Как правило, при взломе мессенджеров «Whats App» и «Telegram» от имени лица, чей аккаунт был взломан, осуществляется рассылка всем сохраненным контактам с просьбой перевести или дать взаймы денежные средства. Текст сообщения носит шаблонный характер, без какой-либо конкретики, а денежные средства злоумышленники просят перевести на банковские счета других лиц, объясняя это тем, что счета лица, от имени которого они ведут переписку, заблокированы.
– Ни в коем случае не стоит переводить денежные средства по таким сомнительным сообщениям, просьбам, несмотря на то, что они якобы исходят от знакомых, родственников, коллег, – предупреждает Радик Шарипов. – Следует любыми способами дозвониться или лично дойти до своих знакомых, друзей, родственников и непосредственно уточнить – писали ли они данные сообщения и требуются ли им денежные средства?
Конкретный случай. Потерпевшей поступили звонки от якобы сотрудников правоохранительных органов, центрального банка РФ, которые сообщили женщине, будто с ее счетов осуществляется финансирование специальных служб враждебных государств и за это ей грозит уголовная ответственность. Чтобы избежать наказания и «прекратить финансирование враждебных государств» злоумышленники потребовали от женщины перевести все ее накопления на некий «государственный счет». И даже после этого не остановились и убедили жертву оформить кредиты и также перевести их на «защищенный счет», что довело ущерб до 1,7 млн рублей.
– Способов обмана много, но чаще всего это получение предоплаты либо доступа к счету гражданина при купле-продаже товаров и услуг в сети Интернет, – продолжает майор Шарипов. – Смс-сообщения либо звонки от якобы службы безопасности банка. Сообщения либо звонки происшествиях с родственниками, плохих медицинских анализах, компенсациях за различные покупки или услуги, повышение пенсии, дополнительных выплатах, выигрышах в лотерею и прочее. Любой мошенник преследует лишь две цели: обманным путем заставить жертву перевести денежные средства либо создать условия, когда деньги можно похитить дистанционно, получив возможность управлять банковским счетом гражданина.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа