Владимир Мишагин: «На пожаре нет времени на сомнения»
После службы в ракетных войсках и работы на птицефабрике судьба привела его в пожарную часть
"В жизни всегда есть место подвигу" – эти слова Максима Горького как нельзя лучше характеризуют людей, выбравших профессию пожарного. Их будни – это не просто служба, а ежедневная готовность броситься в огонь ради спасения жизней наших людей. В канун Дня пожарной охраны, который отмечается 30 апреля, мы встретились с Владимиром Мишагиным, водителем пожарного автомобиля в ПСЧ-126.
Владимир Геннадьевич родом из села Ленино-Кокушкино. Здесь он окончил школу, затем профессиональный лицей №93, получив специальность трактористамашиниста широкого профиля.
– Помогать людям – это мое призвание, так меня воспитали, – утверждает Владимир Мишагин. – Для меня примером был мой дед Владимир Никанорович, который прошел войну, вернулся с орденом Красной Звезды. И я тоже не могу пройти мимо человека в трудной ситуации. Задолго до службы в пожарной части, мальчишкой 15-и лет во время празднования Нового года участвовал в тушении пожара соседского дома – организовал мальчишек вытаскивать вещи, документы. На ДТП неоднократно останавливался и оказывал помощь. Призвание когда есть, оно притягивает подобные ситуации.
После службы в ракетных войсках и работы на птицефабрике судьба привела его в пожарную часть – почти случайно, но, как оказалось, навсегда.
– В 2008 году по делу зашел к друзьям в часть, а начальник спрашивает: "Есть вакансия, хочешь попробовать?" – вспоминает Владимир. – Я согласился без раздумий. Видимо, это и есть судьба.
С тех пор он прошел путь от рядового пожарного до командира отделения, а затем стал водителем пожарного автомобиля – одной из ключевых фигур в тушении огня.
– Главное в нашей работе – опыт и отработанные до автоматизма действия, – говорит Владимир. – Когда звучит тревога, ты не вспоминаешь приказы, ты действуешь. Как на огороде: знаешь, где лопата, где грабли. Так и здесь: стволы, рукава, багры – все должно быть под рукой.
Он вспоминает один из серьезных выездов – пожар в старом бараке в Кощаково.
– Люди в чрезвычайной ситуации могут растеряться или, наоборот, проявлять агрессию, – рассказывает пожарный. – Что-то мы, по их мнению, не так делали. Но мы сохранили хладнокровие. Потом, когда огонь потушили, те же самые люди подходили и извинялись. Поняли, что мы делаем все возможное.
Перейдя на должность водителя, Владимир Геннадьевич не снизил нагрузку, а лишь увеличил ответственность.
– Пожарная машина – это целый комплекс оборудования, – объясняет он. – Нужно не только быстро и безопасно доставить бойцов к месту ЧП, но и обеспечить бесперебойную работу насосов, следить за техникой.
За 17 лет службы Мишагин стал свидетелем технического перевооружения части.
– Машины теперь современные, управление насосом упростилось, – отмечает он. – Можно из рукава давать разные виды струи, даже накрыть бойца, как зонтиком. Появились специализированные пожарные станции, насосы, дымонасосы – но это, конечно, больше в городах. А у нас и старый ЗИЛ после капитального ремонта еще в строю: на дачные участки на новой громоздкой технике не проедешь.
А вот участники дорожного движения не всегда проявляют сознательность. И не только цветастые легковушки, однажды во время вызова на тушение травяного пала их машину с включенными маячками и сиреной не пропустил грузовик.
– Водитель даже не прижался к обочине, – с досадой говорит Мишагин. – Тащился за ним, пока не смог обогнать. К сожалению, не все понимают: каждая секунда на счету.
Самые тяжелые случаи по словам бывалого пожарного – это последствия человеческой беспечности.
– Весной поджигают траву, а потом удивляются, что дома горят, – сокрушается он. – Недавно в Янцеварах из-за этого несколько домов сгорело дотла. Объясняешь людям, предупреждаешь, а в ответ грубость.
Самый масштабный пожар в его карьере случился в 2010 году, во время аномальной засухи. – Тушили лес в Боровом Матюшино, – вспоминает ветеран.
– Тогда были созданы специальные бригады, нас могли дернуть в другой район, в другую республику. Нам пришлось работать внутри леса, авиация сбрасывала воду по нашим координатам. Мы с рукавами пробирались через чащу, искали очаги.
Главная трудность для пожарных в сельских районах – это отсутствие воды. Не везде есть пожарные гидранты, на водонапорных башнях не везде есть пожарные краны. Даже водоема может поблизости не быть.
В завершение беседы Владимир Геннадьевич обращается к землякам:
– Берегите себя и своих близких. Помните: пожар легче предотвратить, чем тушить. А мы всегда на посту – днем и ночью, в жару и мороз.
За плечами Владимира Геннадьевича – крепкая семья: жена Светлана Федоровна, пятеро детей и уже пятеро внуков.
– Старший сын работает в строительстве, средний пошел по моим стопам – служил в МЧС, сейчас на СВО, – с гордостью говорит отец. – Третий сын – тракторист-машинист широкого профиля, планирует дальше учиться на агронома. Дочка отучилась в Казани на поваракондитера, сейчас в декретном отпуске. Младший сын пока в школе, но я уверен: он вырастет достойным человеком.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа