Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
Общество

Жизнь и открытия пестречинца, профессора КАИ Геннадия Морозова

Род Морозовых происходит из Тогашево

1984 год. Первый миллиметровый канал связи. Геннадий Морозов (слева) со своим другом Анатолием Гавриловым, доцентом КАИ, судьей международного класса по гандболу, который судил игры «Олимпиады-80». / Фото из семейного архива героя публикации

В мире, где наука и человеческая судьба переплетаются, как радиоволны в антенне, история Геннадия Александровича звучит особенно вдохновляюще. Пестречинский мальчишка, начавший трудовой путь в десять лет, стал основателем целой научной школы, чьи открытия изменили не только Казанский авиационный институт, но и дали импульс развитию технологий далеко за пределами России.

Род Морозовых происходит из Тогашево, но на фронт Александр Александрович – отец будущего ученого – ушел из Пестрецов, где служил начальником секретной почты. Ему выдали бронь, но его чекистской, большевистской натуре было немыслимо оставаться в тылу. Красноармеец Морозов воевал в составе 817 стрелкового полка 133 стрелковой дивизии, участвовал в боях подо Ржевом в августе и ноябре 1942 года, где погиб в районе деревни Назаркино. Его самоотверженность стала тем самым нравственным камертоном, который навсегда настроил душу будущего ученого на честь, долг и упорство.

Геннадий рано узнал цену труду – ночами топил печи в библиотеке, клубе и детском саду, а днем разносил телеграммы, помогая матери-почтальону Вере Михайловне, у которой он был младшим шестым ребенком.

– В десять я получил трудовую книжку, – вспоминает Геннадий Александрович. – Помог старый друг отца, бухгалтер на лесопилке, где я подрабатывал, оттаскивая от пилорамы облой. Книжка эта в свое время помогла мне поступить в КАИ, на пятый факультет, куда поступить было непросто. Но тем, у кого был трудовой стаж, были серьезные послабления при сдаче экзаменов.

По натуре активный и с хорошим организаторскими способностями, еще будучи школьником Геннадий Морозов вместе с ребятами-помощниками провел электричество в Пестречинской школе – поставил столбы, сделал разводку. Так начался его путь к вершинам науки и техники.

Окончив институт, Геннадий Морозов погрузился в мир радиоволн и антенн, где каждая задача была вызовом, а каждое решение – шагом в неизведанное. В 1976 году он защитил кандидатскую диссертацию, получив ряд результатов, признанных изобретениями и определивших дальнейшее развитие данного научного направления в КАИ. Но настоящий прорыв ждал его впереди. 1980-е стали временем, когда микроволны в его руках превратились не просто в инструмент, а в ключ к новым технологиям. Под его руководством научились очищать тяжелую нефть, сушить древесину, лечить растения и даже бороться с болезнями животных.

– Геннадий Александрович – основатель научной школы «Микроволновые технологии процессы и комплексы». Это технологии воздействия на разные вещества и материалы, чтобы придать им новые свойства, – рассказывает сын Геннадия Морозова Олег Геннадьевич, продолжатель дела отца, сам уже профессор и завкафедрой в КАИ. – С помощью СВЧ-излучения вещества можно разделить на какие-либо составляющие, создать новые лекарственные формы – все зависит от интенсивности. СВЧ-генераторы большой интенсивности применялись для разделения составляющих тяжелой нефти Ромашкинского месторождения в сотрудничестве с «Татнефтью» и ее подразделениями. Средняя интенсивность хороша для обработки и сушки древесины, что пригождалось в лесном хозяйстве. Для воздействия на биологические объекты достаточно самой малой интенсивности, но оно открывает огромные возможности подавления или усиления деятельности бактерий, защиты саженцев, повышения урожайности и стимуляции роста. Отец был консультантом при написании многих диссертаций в Ветеринарном институте и Сельхозакадемии.

В 1988 году Геннадий Александрович Морозов открыл и возглавил Отраслевую научноисследовательскую лабораторию Министерства радиотехнической промышленности СССР, на средства министерства построил отдельный корпус, что позволило иметь значительную самостоятельность. Лаборатория стала не только первым в КАИ хозрасчетным подразделением, но местом, где рождались идеи, опережающие время. Ныне это НИИ прикладной электродинамики, фотоники и живых систем.

Пестрецы для Морозова – не просто точка на карте, а живая часть его биографии. Здесь он находил единомышленников среди агрономов и ветеринаров, реализовывал свои идеи в лесном хозяйстве. Здесь школьники под его руководством ставили опыты с картофелем, добиваясь невероятной урожайности. Даже за рубежом – в Южной Корее, в Турции – успешно работают его технологии, но сердце ученого всегда оставалось в родном районе.

Тринадцать лет он был депутатом райсовета, основал за рекой Мешей садоводческое товарищество, активно поддерживал Пестречинское землячество.

– Практически весь первый «выводок» учеников отца – это пестречинцы: я, моя сестра, наши двоюродные братья Николаевы, – размышляет Олег Морозов. – И до сих пор во многом человеческие отношения на факультете опираются на тот факт, что люди приехали из села, из Пестрецов, из той среды, где между людьми заложено добро, взаимопомощь. Сейчас мои ученики получают свою долю этого воспитания.

Жизнь Геннадия Морозова не ограничивалась лабораторией. Гандбол, чемпионские титулы, азарт соревнований – все это было частью его натуры. И именно спорт привел его к главной встрече: школьная влюбленность в практикантку – будущую учительницу физкультуры Римму Багаутдинову – переросла в крепкий брак, подаривший ему сына и дочь, ставших достойными наследниками его дела.

Римма Римовна многие годы проработала учителем в 131-й школе, ее верность профессии отмечена любовью учеников и орденом «Знак Почета». Сын, Олег Морозов, возглавляет кафедру радиофотоники и микроволновых технологий, которая сегодня на острие разработок систем управления БПЛА. Дочь Елена тоже работает в КАИ, она замдиректора Учебно-научного центра «Информационные технологии в телекоммуникациях».

2000-е годы. Геннадий Морозов: профессор, создатель научной школы. / Фото из семейного архива героя публикации

В 2000 году Геннадий Александрович успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, а в 2001 году ему присвоено ученое звание профессора. Он является автором более 250 научных работ и 12 монографий, получил 66 авторских свидетельств СССР и патентов РФ. Непосредственно под руководством профессора Г.А. Морозова было подготовлено и успешно защищено девять кандидатских и две докторских диссертации.

Но люди, сотрудники КАИ, жители Казани благодарны ему еще и за активную общественную деятельность: 15 лет он был первым заместителем председателя профкома КАИ с правами райкома профсоюза, 10 лет – депутатом Бауманского райсовета, 17 лет – кандидатом и членом Татарского обкома профсоюзов работников образования и высшей школы. Что такое профсоюзная работа? Это сотни и тысячи выделенных путевок на отдых и лечение для сотрудников института и членов их семей, это защита прав при конфликтах с руководством, решение бытовых вопросов.

– Сотрудникам КАИ надо было где-то жить! Я поехал в Москву к замминистру по образованию, – вспоминает Геннадий Александрович. – Мне чего бояться? Я депутат райсовета. Говорю, «дайте нам хотя бы кооперативы!» Так мы пять кооперативных домов построили.

Впереди еще немало историй о пестречинцах, ученых и инженерах, продолжателях традиций рода Морозовых. Мы поговорим и о радиофотонике, и о методе Ильина Морозова, о тенденциях развития БПЛА и об аэроупругих системах – воздушных шарах. А еще о будущем России – от кого оно зависит?

(Продолжение следует)

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: Наши проекты