Морально устаревшая "свита" и “бесцветные” ученики Салавата: репортаж с концерта короля татарской эстрады
Первая мысль после концерта: «Салавату нужна перезагрузка».
Нет, сам певец, как всегда, хорош – у него свой, отточенный за многие годы имидж, ему ничего придумывать не надо – прекрасен такой как есть. Что ни говори, Салават – это отец новой татарской песни, лидер, король новой татарской эстрады.
Причем признают это и выдающиеся люди – вон народный татарский поэт Роберт Миннуллин предлагает отметить творческий юбилей Салавата в национальном масштабе, назвав тридцатилетием татарской эстрады. «Юбилей Салавата не только его праздник. Это тридцатилетие новой сцены. Тридцатилетие новой татарской песни. Мы имеем право назвать это национальным праздником, – призывал поэт со сцены. – Пожалуй, пришло время говорить более серьезные вещи о творчестве Салавата, его личности, его вкладе в татарский дух. Вклад Салавата в татарский дух – неоценим», – говорит Миннуллин.
Старейшина рода
Полностью поддерживаю Роберта Миннуллина. Скажу даже больше – я готова признать Салавата неким старейшиной, аксакалом современного татарского сообщества. Почему так считаю? У каждого народа и племени бывают свои мудрецы, к ним идут за советом, их мнение ценно. Раньше у татар был Туфан Миннуллин – по серьезным вопросам татарской жизни мы, журналисты, обращались к нему. Он всегда имел свое мнение, не боялся его высказывать. К нему прислушивались. Пожалуй, таких, как он, у нас сейчас и не осталось. Вместе с Туфаном абый, оказывается, ушла и эпоха, в которой еще можно было высказываться. Конечно, у нас есть эксперты в различных профессиональных сферах. Но не все они имеют авторитет у народа – их мнение, возможно, людям не так интересно. Тут дело в самой личности, насколько она интересна. Салават – один из таких. Как бы мы к нему ни относились, несомненно, он личность, который всегда имеет свое мнение и это мнение людям интересно. Взять только прошедшую недавно в ИА «Татар-информ» пресс-конференцию: журналисты прошлись буквально по всем вопросам, волнующим татар на данный момент, – спрашивали о родном языке, жеребьевке на сабантуях, о многом другом.
Как и обещал на пресс-конференции, Салават затронул все эти вопросы и на своем концерте. Язык, «мон», вера, исчезновение татарских школ, ЕГЭ, пенсионная реформа, татарская эстрада… Читал стихи Фаниса Яруллина, цитировал Аяза Гилязова. Высказался о сохранении языка, нации. Пригласил на сцену и поздравил народного поэта Роберта Миннуллина. Признался, что очень сожалеет, что не успел сходить к народному поэту Фанису Яруллину. Исполнил новую песню, написанную на его стихи. Национальные поэты и писатели, выдающиеся татары получили в этот день дань уважения и признания.
О зрителе
За 19 дней юбилейные концерты Салавата посмотрят 16 тысяч человек. По словам сотрудников театра Камала, это не театральные зрители. Это зрители эстрадные. Эстрадный зритель имеет свои отличительные признаки. У него настоящий дар создавать очереди. Длиннющая очередь у входа в театр. Очередь, извините, в туалет. И хотя погода была такая, что в гардероб ничего не сдавали, нашлись и те, кто убежал из зала во время аплодисментов после последней песни. Театральный зритель себе такого не позволяет.
В зале много молодежи – для меня это, если честно, неожиданно. Довольно много красивых, стильно и со вкусом одетых пар. Интересуюсь, откуда у них любовь к Салавату. «Салавата любим. С детства ходили на его концерты с родителями. Я ходила, и мой муж тоже. А сейчас вот привели свою дочь», – говорит Эльвира. Получается, выросли детки, что носили цветы к Салавату на сцену, и вот уже новое поколение приходит на концерты. Молодежь городская, русскоязычная, однако слушает татарскую песню и прислушивается к мыслям Салавата, высказанным на татарском языке.
На Салавата народ ходит всегда. Залы полные, однако количество зрителей, конечно, не может быть показателем качества концерта. Как говорит один мой друг: «Водка может поднимать настроение 365 дней в году. Ее тоже много покупают».
Программа
Поэтому – несколько слов о программе концерта. Те, кто хочет сходить, не переживайте, «спойлерить» не буду. Я же понимаю, что концерты – это хлеб Салавата, ему надо продать 16 тысяч билетов – у него большая команда, наверняка у каждого семья, кредиты. Поэтому пройдусь по верхушкам.
Юбилейная программа примерно на две трети состоит из старых, полюбившихся народу песен. Одна треть – новые песни. Хоть я и не являюсь фанаткой Салавата, я хорошо знаю три его хита. «Энкэмнен догалары» – песня Роберта Миннуллина и Ильгиза Закирова, «Мин яратам сине Татарстан», за которую Салавату получил премию Тукая. Третья песня – просто «Салкын чэй». Последний раз свой хит о «холодном чае» Салават исполнил на концерте, посвященном недавним президентским выборам.
Так вот, только одна из этих песен была исполнена на юбилейном концерте – та, что о молитвах матери. Действительно, эту песню любит стар и млад. Вот и сам Салават, последнее время увлекшийся социальными сетями, говорит, что выложенный им в Инстаграме отрывок из этой песни посмотрели 120 тысяч человек.
Я ожидала, что прозвучит также и «Гафу ит, иркэм», на слова Махмуда Хусаина и музыку Рафаила Бакирова, – ее не было.
А любителям песни «Салкын чэй» хочу сказать, чтобы они не теряли надежды, – возможно, Салават ее все же споет, не на этом, так на другом концерте, их ведь девятнадцать. Может быть, в этот день в зале сидел его друг – тот самый, который обещал уйти с концерта, если Салават вздумает исполнить ее. Друзья дело святое, Салават, конечно же, ради друга вычеркнул «Салкын чэй» из программы. Но ведь друг наверняка не будет приходить каждый день – значит, есть шанс, что любимая песня миллионов татар все же прозвучит.
Ядкяра Хабибуллина и Тагира Гайнуллина – на пенсию!
Кстати, о друзьях. У Салавата, как и полагается Королю, есть верная свита. Он сам их обычно называет «мои друзья» или «мудрые люди». Так вот, перезагрузка, о которой я писала ранее, нужна именно этим «мудрецам». Было бы здорово их хорошенько «встряхнуть».
Я считаю, что всю команду Салавата пора менять. Тех, кто делает его концерты и кто вместе с ним выходит на сцену – а артистов у Салавата очень много, пока он поет-говорит-ходит на сцене, рядом с ним находится чуть ли не вся его команда. Эти люди морально устарели. В первую очередь, несомненно, на пенсию надо отправить двух ведущих – Ядкяра Хабибуллина и Тагира Гайнуллина. Не достигли пенсионного возраста? Ну и что! Работать с Салаватом не шутки, тут год за пять может сойти. А значит, на заслуженный отдых эти двое могут отправиться не только по старому пенсионному возрасту, а даже по реформированному. А если подумать, Салавату ведущие вообще не нужны.
И со сценарием есть серьезные проблемы. На мой взгляд, он не первичен. То есть как это происходит в нормальной практике? Сначала пишется сценарий, а к нему подбираются артисты. А тут наоборот – сценарий пишут под тех, кто уже имеется в наличии. Вернее, это, как мне показалось, подборка разных миниатюр. Надеюсь, это у меня не дежавю, но ведущие в образе Ангела и Черта, кажется, на концерте Салавата уже были. Кстати, и тогда плохо играли, и сейчас играют плохо.
Одним словом, свита у Салавата морально устарела, а ученики – «бесцветные». Ну правда – смотрелись они как-то бледно и серо. Для учителя, конечно, такие слова могут прозвучать обидно – прошу прощения. Но эти исполнители мне не запомнились. Ни голосом, ни внешностью, ни сценическими нарядами. Сцена не была пустой – вот единственное ощущение от их выступлений.
А что запомнилось?
Участие в концерте первого гармониста Салавата – Шафагата Салихова, он проработал с Салаватом Фатхутдиновым несколько сезонов в начале его творческого пути. Ведущие, по своему обычаю, пошутили над музыкантом. «Хорошо, что вовремя успел уйти», – сказал один из них, жестом указывая на его волосы, а затем на лысую голову Альфреда Якшимбетова, нынешнего гармониста Салавата.
Незаменимый композитор Салавата Фатхутдинова Фирзар Муртазин и ученица Салавата Закиевича Айгуль Сагынбаева пели, пока главный герой переодевался между выходами.
Что касается новых песен Салавата. Тут я отметила бы, что любовь Салавата к друзьям – это не всегда очень хорошо. У этих друзей есть привычка писать тексты к песням, и Салавату, видимо, неудобно им отказывать. Он поет песни на эти тексты. Может быть, ему самому они и нравятся, но я бы большинство этих песен песнями называть не стала. Хотите знать, какими бывают хорошие тексты, послушайте песни на слова Роберта Миннуллина, Лейлы Давлетовой из репертуара Салавата.
Не поленилась, даже выписала припев одной песни. Имени автора не знаю.
«Если ты мне не пишешь,
Если я тебе не пишу,
Как соловей, оставшийся один,
Тяжело, когда не вместе».
Поэты, подскажите, где здесь рифма, где здесь ритм? А может, надо было спеть: «Как оставшийся один Зигфрид, тяжело, когда не вместе»? А что, было бы в тему. Это, по крайней мере, актуально, овдовевший лебедь с Черного озера сейчас у всех на слуху. Спел бы о нем – и отсутствие рифмы с ритмом было бы уже неважно.
Салават Фатхутдинов любит сравнивать первые дни своего концерта с генеральной репетицией. Я побывала на этой «генеральной репетиции». Создателям концерта и зрителям желаю успехов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа