Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Культура

Гончарный круг в Пестрецах завертится снова

На пыльных полках музеев хранится наша история. Но не все так просто, музеи тоже живут ради будущего. Ведь народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Именно с посещения Пестречинского краеведческого музея началось совещание с участием главы района Ильхама Кашапова о проблемах возрождения некогда знаменитого пестречинского гончарного промысла.

С самого дня своего основания село Пестрецы славилось своими мастерами. Со времен Ивана Грозного здесь селился пестрый мастеровой люд: плотники, столяры, бондари, горшечники. Более всего среди них славились гончары. Благо, что природа подарила нашим местам отменную глину: ничего не нужно было даже добавлять, просто бери и лепи.

- Вначале лепили посуду самую необходимую для крестьянского быта, обжигая ее в примитивных печах. С годами горшечное дело развивалось, приобретая все более массовый характер. В начале XX века при 356 дворах приходилось 66 гончарных заведений и даже несколько небольших кирпичных заводов, - рассказывает директор музея Елена Корябина. - А в 1911 году в Пестрецы приехали талантливые петербургские художники-керамисты, супруги Ильинские Александр Иванович и Елена Владимировна. Приехали, чтобы вдохнуть новую жизнь в старый гончарный промысел, построить на земские деньги керамическую мастерскую и возглавить ее. До этого изделия местных гончаров были очень дешевы, в основном - хозяйственная посуда, которую возили на казанские базары, но в городе рос спрос на современные и более изящные изделия из керамики. И Ильинские сосредоточили свое внимание именно на них. Александр Иванович преподавал технологию производства керамики, его супруга вела такие предметы, как композиция, лепка, декорирование. Вообще, дело было поставлено на широкую ногу, появилось много уникальных новшеств. Ильинские впервые на обыкновенную лепную керамику наложили татарский орнамент, что придало ей своеобразие и оригинальность. Но мастерская Ильинского, к сожалению, просуществовала всего десять лет. В голодный 1921 год уникальные изделия пришлось менять на еду, многие мастера разбрелись по весям. Уехала на родину Елена Ильинская. Ее супруг держался до последнего, не желая расставаться со своим детищем - керамической мастерской. Но и ему пришлось покинуть Пестрецы, - рассказывает Елена Федоровна.

Так в Пестрецах гончарные круги остановились, но желание возродить былые традиции существовали всегда.

- Сегодня мы пригласили мастеров-керамистов, представителей Кощаковского кирпичного завода и других специалистов, занимающихся керамикой, будем обговаривать проблемы и выстраивать дорожную карту по возрождению пестречинского гончарного промысла. К сожалению, этот вид промысла был утерян и своих мастеров в районе у нас уже нет. Начать работу, считаем, нужно с обучения молодых людей и детей, - говорит начальник отдела культуры района Айгуль Хикматуллина. 

- Я в этом музее еще никогда не была и мне очень интересно рассматривать старинные изделия, сейчас можно попробовать даже воссоздать их. В своей работе я также использую и ангобу, и глазурь. История гончарного промысла края просто уникальна, - говорит художник Кощаковского кирпичного завода Анна Шайхутдинова. Она уже несколько раз побывала в детской школе искусств, давала мастер-классы.

- В нашей школе искусств на художественном отделении дети изучают такие дисциплины, как живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и другие, то есть гончарным делом они  знакомятся только как с одним из художественных видов, - говорит  Гузель Моисеева и признает, что им не хватает пока мастерства и знаний, делаются прекрасные изделия, но при обжигании они теряют форму или раскалываются.

Пестречинскую керамику стоит возрождать, таков вердикт большого совещания, специалисты готовы сотрудничать в этом направлении.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса