Пестречинские работники культуры отмечают профессиональный праздник
Это день деятелей культуры и искусства, людей творческих профессий, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия
Сегодня фраза «Я живу в деревне» осовременилась, потому что условия жизни сельчанина не во многом уступают горожанину. Но в нашем районе есть еще места с деревенской тишиной и населением в 100- 200 человек, большинство из них – пожилые люди. Там из-за отсутствия или малочисленности детей закрыты школы и садики, но в каждом работает сельский Дом культуры.
«У МЕНЯ ВСЕГДА ДОЛЖНА БЫТЬ УЛЫБКА НА ЛИЦЕ»
Наталья Козловская из Новосибирской области, закончила Казанское швейное училище. Мама была мастерицей на все руки, дочь хотела быть похожей на нее. Наталья поработала на швейной фабрике, шила детскую одежду. Ее бабушка жила в Екатериновке, где Наташа часто гостила, и однажды познакомилась здесь со своим будущим мужем Валерием. Пара поженилась в 1988 году и осталась в этом селе. Она устроилась в библиотеку, где работает вот уже 21 год. Какое-то время в местном клубе не было заведующего, девять лет назад Наталья Анатольевна заняла эту должность по совместительству. Сегодня Екатериновский сельский дом культуры и библиотека находятся в одном здании – старом, деревянном, неотапливаемом.
– Работа у меня кипит в крупные даты – Новый год, Восьмое марта. Сохраняем русскую культуру. На Масленицу пришли и гости из города, было 50 человек. Я организовала конкурсы, чучело сама сделала, все одна. Судя по всему, получается, всем нравится, благодарят, уважают. В обычные дни в клубе уже с утра есть люди, они общаются, книжки читают. У нас есть разные кружки: «Кулинария», «Здоровый образ жизни», «Садоводство», в каникулы занимаем детей, – говорит Наталья Анатольевна.
Муж работает на кирпичном заводе в Кощаково. Супруги воспитали троих сыновей, двое уже обзавелись своими семьями, живут отдельно. Самый младший сын – на СВО, ушел по мобилизации в октябре 2022 года, служит связистом-телефонистом. Мама сильно переживает о нем, сколько было слез и истерик – не измерить и не перечесть. Только этого никто не видит.
– У меня всегда должна быть улыбка на лице, поэтому стараюсь не показывать то, что мне тяжело. Что у меня на душе, какие есть проблемы, все это оставляю дома, на работу прихожу с хорошим настроением, – признается она. – А сын у нас молодец, никого не обидит, первый помощник, даже старшие братья его слушаются, папочкой называют. В отпуске он был дважды, мы с ним в это время путешествуем по стране, были в Питере, в Свияжске, Болгарах. К нам, родителям, он относится очень бережно. Не унывает, не ноет, не жалуется, повторяет: «Все хорошо. Все нормально. Сколько надо, столько и буду там.».
«Я И ХУДРУК, И МЕТОДИСТ, И УБОРЩИЦА»
В детстве бабушка всегда хвалила Гузель Сафину за хорошее пение и мечтала, что та будет артисткой. Но внучке эта профессия казалась слишком звездной, оттого недосягаемой, и она поступила в педагогическое училище, потому что любила детей и хотела стать воспитателем.
– Мечта бабушки отчасти исполнилась. Больше 20 лет я работаю в сфере культуры. В 11 лет потеряла маму, с отцом не общалась, поэтому меня вырастила и отдала замуж мамина мама, оттого всегда была дорогим для меня человеком, – говорит Гузель Гаялутдиновна, заведующая Иске-Юртским СДК.
А обзавелась она своей семьей рано, в 18 лет. Жена – уроженка села Чита, а он из Иске-Юрта. Молодая пара стала жить на родине мужа. Сначала Гузель Сафина работала в садике, потом ушла в декрет. У супругов три дочери – Гулина, Гульназ, Камила. Затем свекровь оставила вместо себя сноху в местной библиотеке. Гузель Гаялутдиновне была скучна роль библиотекаря, она активно участвовала в концертах, любила петь. Когда в 2003 году ей предложили стать директором СДК, сразу согласилась.
– Я и худрук, и методист, и уборщица. Со мной только муж, он оператор котельной. В здании в последний раз был косметический ремонт в 2010 году, мы его делали сами, конечно, с помощью района. Тогда же я взяла гран-при, за что нам дали музыкальную аппаратуру, – вспоминает директор СДК. – К нам не приезжают артисты на гастроли, потому что население маленькое, концерты почти всегда организуем сами. Собираются примерно 60- 70 человек. Я не провожу мероприятия с одними песнями, добавляю вовлекающие веселые конкурсы, игры. Активных поощряю маленькими подарками. Для разнообразия привлекаю коллег из Коня, Читов, Кряш-Серды, Отар-Дубровки, – перечисляет она.
– То есть вы отмечаете все праздники? – уточняю я у Гузель Гаялутдиновны.
– Попробуй не проведи! – смеется она. – Ведь местным жителям иначе скучно будет, они никуда не ездят, ждут праздника здесь. В клубе есть традиция собираться раз в месяц на чаепитие, каждый приносит с собой пироги или конфеты, говорят о религии, обсуждают новости. Молодежь купила на свои деньги и поставила в клубе бильярдный стол, где каждые выходные есть играющие, другие заняты шахматами. Тут же работает кружок юных гармонистов и вокалистов.
«ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ОТВЛЕКАЮТ ОТ ПРОБЛЕМ»
Директор Янцеварского клуба Анастасия Примерова в детстве хотела быть бухгалтером, потому что проявляла способности в математике, но вместе с подругами поступила на кондитера, училась печь торты. Устроилась в столовую швейной фабрики Казани, девушку поставили в мучной цех. Там задержалась на восемь лет. Потом вышла замуж и семья стала жить в Янцеварах. Она устроилась в сельский клуб, где с 1992 по 2005 годы мыла полы. Потом техработнику, который принимал активное участие в творческой жизни, предложили должность директора.
– Тогда людей было много, здесь жила молодежь. Приезжали на дискотеки из соседних деревень. Сегодня населения поубавилось, но мы также ведем культурную жизнь села, сохраняем традиции кряшенского народа. Десять лет подряд проходил праздник «Питрау» на республиканском уровне, теперь его сменил «Симек», куда собираются около двух тысяч человек, «Покров», когда делаем выставку блюд с овощами из своего урожая. У нас есть свои спонсоры, они финансово помогают в организации, – рассказывает Анастасия Викторовна.
В клубе работают разные кружки, куда вовлекают и детей, и старшее поколение. Первые собираются на каникулах, рисуют, играют вместе на площадке, а пенсионеры ходят на «Умелые ручки», где вяжут спицами и крючком. Здесь же репетирует фольклорный ансамбль «Меша», состоящий из восьми участниц старше 50 лет, выступают на каждом местном концерте. Анастасия Викторовна работает со всеми сама. Клуб располагается в опустевшем здании школы, где есть спортзал, куда приходит тренироваться команда волейболистов. Сцены нет, концерты – в холе, который только-только отремонтировали.
– Каким бы ни был, пусть со скромными условиями, но клуб в деревне всегда нужен. Человек же не должен все время трудиться, ему еще нужен отдых. Песни и пляски отвлекают от ежедневных забот и проблем, – считает Анастасия Викторовна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа