В Пестрецах открыта выставка картин художницы Разиды Юсуповой
Наш корреспондент познакомилась с ней поближе
В Пестрецах открыта выставка, где собрано шестьдесят картин художницы Разиды Юсуповой.
– Разида Загитовна, во сколько лет вы взяли в руки кисточку?
– Сколько себя помню, я рисовала всегда. Родной брат моего отца Нияз Тухфатуллин был художником, работал в Москве. Он снабжал меня первыми инструментами: фломастерами, карандашами, красками. Папа Загит Фарукович тоже рисовал, лозунги писал, по профессии он был учителем физики, математики.
– Значит, для вашего отца это было в большей степени увлечением, для дяди – делом жизни. А для вас?
– Сейчас поймете. Я окончила Казанское художественное училище, затем в этом же направлении получила в Чебоксарах высшее образование. Преподавала рисование в Пестречинской второй школе, затем 17 лет трудовой деятельности прошло в Детской школе искусств. Уже десять лет обучаю студентов Казанского техникума народных про мыслов. Всю жизнь я работаю по своей художественной специальности.
– Тогда вопрос вам, как учителю – современная молодежь заинтересована в изобразительном искусстве?
– Талантливые дети есть и, надеюсь, будут во все времена. Но талант пропадет, если нет желания учиться. Если же способности не такие высокие, но ребенок очень хочет рисовать, он добьется своего, такие случаи были. Радостно, когда ученики развиваются дальше в этом направлении. В этом году 12 моих выпускников поступили в художественные факультеты высших учебных заведений.
– Вы сами рисуете постоянно или только когда приходит вдохновение?
– Регулярно. Считаю, что если хочешь состояться в своем деле, этим нужно заниматься ежедневно. Признаться, сложно раствориться в творчестве художнику-женщине. Ведь много времени нужно посвящать семье, детям. Поэтому мое активное творчество произошло тогда, когда дети подросли и стали самостоятельнее, у меня их трое.
– Кто-то из них перенял ваш талант?
– Только дочь Алсу. У нас в роду уже есть некая примета – если в семье появляются трое детей, один из них непременно станет художником. Такая особенность продолжается много поколений. У Алсу это стало заметно с самого детства, другим не передалось. Теперь у моих детей уже рождаются свои дети, надеюсь, цепочка преемников продолжится.
– Интересно, откуда художник берет идеи?
– Я черпала их в самых необычных местах. Художники ездят на 15-20 дней в какуюлибо необычную местность, живут там, пишут, рисуют религиозных деятелей, природу, архитектурные сооружения. Я была, например, в Кировской области в городе с нетронутой стариной.
– Сколько у вас картин и что вам нравится изображать больше всего?
– Много, примерно 200. Мой излюбленный жанр – натюрморты. Увлечена историей и этнографией. Я часто показываю татарскую утварь, национальную одежду, украшения, вышитые полотенца. Потом идут портреты, пейзажи. Для портретов нередко сама подмечаю героев. Например, в Свияжске есть гончар Евгений Иванов, очень известная личность, я его сама попросила позировать мне. Получилось очень удачно. Его дочь была в особенном восторге, писала, что мне удалось отразить ее отца невероятно точно, что она даже плакала от избытка нахлынувших на нее теплых чувств.
Все мои работы для меня – как дети. Не могу выделить какую-то одну. Нравится картина «Нехитрый обед в деревне» с бревенчатыми старинными стенами, которые, помнится, красили в жуткий синий цвет. Есть работа «Утро ветерана», где на столе расположена маленькая сковородка с яичницей, лекарства, атмосфера передает настроение. У каждой картины есть своя история. Понять и прочувствовать ее можно только глядя на них вживую.
Работы художницы были выставлены во многих городах России, среди них Москва, СанктПетербург, Самара, Башкирия. Одна картина с изображением Иерусалимской мечети «АльАкса», которая считается третьей святыней ислама, сейчас находится в Палестине
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа