Как пестречинские педагоги учат детей думать
Накопленным опытом они готовы делиться далеко за пределами района.
В билингвальном детском саду «Улыбка» царит непривычная для дошкольного учреждения тишина. Взрослые люди – заведующие, методисты и воспитатели со всего района – с сосредоточенным видом наблюдают, как по ковру с нарисованными клетками ездит маленький робот-жучок. Его движение – не просто игра. Это первый шаг в большую битву, которую педагоги Пестречинского района объявили одной из главных проблем современности – клиповому мышлению подрастающего поколения.
Тревожное открытие: почему дети 1960-х мыслили логичнее?
Повод для серьезного разговора появился год назад. На августовской конференции педагогам показали наглядное и шокирующее сравнение.
«Мы вместе с педагогами просмотрели ролик. Воспитатель из детского сада «Росток» показала, как дети в 60-х годах умели описывать картины. И как наши дети сейчас описывают ту же самую картину», — рассказывает куратор заседания, методист отдела образования Ирина Чихирева.
Ребенок из прошлого века давал развернутый анализ: Нынешние дети описывают картину весьма поверхностно. Педагоги считают, что шаблонное мышление появилось во многом благодаря телефонам и компьютерам.
«Дети не умеют рассуждать», — констатирует Ирина Анатольевна.
Этот диагностический срез стал отправной точкой. Год педагоги усиленно работали над развитием речи и понятийного мышления. И пришли к выводу: корень проблемы — в неумении выстраивать логические цепочки. Алгоритмическое мышление — способность планировать последовательность действий для достижения цели — стало ключевой темой нового учебного года.
«Улыбка» как федеральный полигон инноваций
Детский сад «Улыбка» был выбран площадкой для установочного заседания не случайно. Это учреждение только начинает свой путь, но уже уверенно заявило о себе, став федеральной инновационной площадкой.
«Они встали сразу на хороший, правильный методический путь. Поэтому хотелось показать их работу», — поясняет Ирина Чихирева.
Заведующая садом Люция Гатина с гордостью демонстрирует своих «боевых» роботов — мини-бота Bee-Bot, или «Жука».
«Детям современным это очень интересно. Робот развивает алгоритмическое мышление, память. Дети его сами программируют. Надо составлять алгоритм, а потом задавать маршрут», — объясняет Люция Юльдамовна.
Суть проста: чтобы «Жук» доехал из точки А в точку Б, ребенок должен нажать на кнопки на его спинке, задав последовательность шагов: вперед, вперед, направо, вперед. Ошибся в алгоритме — робот упрется в стену. Это и есть основа программирования и логики.
Еще дети в «Улыбке» снимают мультфильмы. Мультипликация – это тоже развитие логического мышления: прежде чем снимать мультфильм ребята «пишут» сценарий: рисуют раскадровку, продумывают сюжет, очередность появления персонажей, их взаимодействие.
План у «Улыбки» амбициозный: создавать авторские мультфильмы в собственной мультстудии и разрабатывать для робота специальные тематические «коврики» по разным областям знаний — от художественного развития до социальных норм.
Интерактивный пол, звуковые шахматы и ПИКТОМИР: арсенал педагогов
Однако «Жук» — лишь один из многих инструментов. Программа заседания была насыщенной и показала, что район обладает мощным инновационным потенциалом.
- Детский сад «Золотая рыбка» представил интерактивный пол — проектор, который превращает пространство в игровую зону. На нем проходят уроки финансовой грамотности и инженерного мышления.
-
«Золотой ключик» из Богородского привез «Звуковые шахматы» — авторское пособие, которое одновременно развивает и логику, и правильное звукопроизношение.
- Несколько детских садов активно внедряют цифровую образовательную среду «ПиктоМир», где дети младшего возраста учатся азам программирования, составляя алгоритмы из пиктограмм.
70 педагогов района уже прошли курсы повышения квалификации по этому направлению. Их задача — не просто научить детей нажимать кнопки, а вернуть им утраченный навык: умение думать «сначала, а потом, потом, потом».
Республиканский уровень и родительское просвещение
Накопленным опытом пестречинские педагоги готовы делиться далеко за пределами района.
«Мы установили сотрудничество с Центром социально-гуманитарного образования Казани. Многие наши продукты — пособия по эмоциональному и речевому развитию — им понравились. Они предложили довести их до "фабричного" вида и распространять по республике», — делится успехами Ирина Чихирева.
Это не только признание, но и возможность дополнительного финансирования для развития.
Однако педагоги понимают: гораздо большего результата можно добиться, объединив усилия с семьей. В пяти детских садах района работают консультационные центры для родителей, где объясняют, почему так важно ограничивать время с гаджетами и развивать в ребенке понятийное мышление.
«Если мы не будем работать, будет становиться хуже. Родители стараются, мы их просвещаем. Особенно детский сад "Бэлэкэч" — у них базовая площадка в районе по родительскому просвещению, огромный опыт», — отмечает методист.
Заседание закончилось. Но работа только началась. Год упорного труда с роботами, шахматами и интерактивными полами впереди. Педагоги Пестречинского района взяли на себя титаническую задачу — не просто учить детей, а заново учить их мыслить. Потому что, как метко заметила Ирина Чихирева, «научился программировать "Жука" — научишься программировать и себя». А это, пожалуй, главный навык в XXI веке.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia