Корреспондент "районки" пообщалась с одним из старейших учителей Ленино-Кокушкинской школы
Разговор с Мансуром Зиннатовичем Ахметшиным получился интересный. К сожалению, пока наш корреспондент собиралась к ним в гости, его супругу Софью Валентиновну, которая проработала в этой школе всю жизнь, положили в больницу.
- Мы в Ленино-Кокушкино приехали в 1970 году, сразу 13 человек. В этом числе Мунир Хасанович Гильманов с супругой, Рауф Зиннатович и Нурания Шакировна Зиннатуллины, Аракчеева Татьяна Васильевна, Комиссаров Аркадий Александрович, супруги Ачины и другие. Помню, как выстроили нас, молодых педагогов на небольшом пятачке и представляли перед всей школой. У нас с Софьей Валентиновной тогда уже подрастал сын Альберт.
- Вы получили распределение именно в эту школу?
- Нет. В зимние каникулы я поехал в Казань (сам я родом из Кайбицкого района) и зайдя по пути в министерство просвещения в отдел кадров заявил, что хотел бы работать в Татарстане (к тому времени я заканчивал Костромской педагогический институт имени Некрасова факультет естественных наук, учился на биолога, Софья Валентиновна – на учителя химии). Они меня отправили в министерство просвещения РСФСР. Вахтерша пропустила через проходную. Инспектор кадров посмотрев на меня, сказал: «Ждите, получите персональное распределение». Так, кажется, судьба была решена. Но на этом наша история не закончилась. Меня «сосватали» в Альметьевск, пообещали нам даже квартиру. И, конечно, мы решились. 15 августа собирались улететь в этот город. И я отправился за направлением в министерство. И вот он случай, как пишут в книгах. В приемной министра мы и пересеклись с Флюном Гусамутдиновым, который уговорил меня съездить в ЛениноКокушкино, первоначально просто посмотреть. Ну, думаю, съезжу, тем более от города недалеко. На другой же день отправился. И так мне здесь понравилось. Школа буквально вся утопала в цветах, красиво. Мне как биологу это было близко. Само село симпатичное. Так мы и осели здесь. И вот уже 52 года живем в ЛениноКокушкино. Два года, а с Софьей Валентиновной мы поженились ещё на втором курсе (в прошлом году мы отметили 55-летие совместной жизни), у нас уже к тому времени был сын, мы прожили в интернате. Там был отдельный вход. В интернате, кстати, жила и Роза Рифкатовна Насыбуллина, Валентина Михайловна Романова, учитель немецкого языка (она потом долгие годы преподавала в Казанском пединституте).
- Как вам удалось выучиться с маленьким ребенком?
- Когда он родился, мы хотели взять академический отпуск. Но декан встала «горой» - нет, учебу бросать нельзя! Выход нашла самый простой и идеальный. Каждый день к нам приходили по две девушки и до обеда нянчились с малышом. Мы тогда жили на частной квартире. А на следующий год устроили его в круглосуточные ясли. На выходные забирали. Иногда вечером спохватывались: где же наш ребенок. Он в общежитии из рук в руки переходил. Все его обожали. Это был факультетский ребенок. Сейчас Альберту 55 лет, он живет в Москве, у него три замечательные дочери. Вообще, у нас сейчас пять внуков и три правнука. Дочь рядом с нами.
- У вас на двоих внушительный педагогический стаж. Столько учеников прошло через вас…
- Мы ушли, как говорят, на заслуженный отдых в 2003 году. На двоих больше 60 лет педстажа. А всех выпускников, конечно, сложно сосчитать. Некоторые тоже стали педагогами, как, к примеру, Ирина Валентиновна Иванова. Есть офицеры – Рафик Халилов, Анатолий Севрюгин. Предприниматели – Марсель Слепнев.
- У вас были какие-то свои особые секреты в обучении? Как вы выстраивали уроки?
- У меня был лекционный метод. Я по учебнику не рассказывал. Помню как-то сидел у меня на открытом уроке представитель из министерства РСФСР. И вот веду я урок общей биологии, раскрываю ученикам тему «Аминокислоты». Все вроде бы получилось хорошо, без помарок. И вдруг этот проверяющий после урока заявляет мне, что я допустил ошибку и показывает мне какую неточность я допустил. Говорит мне, что в учебнике написано вот так, а вы сказали так. Оказывается, в течение всего урока он отслеживал по учебнику мое изложение темы. Потом выяснилось, что все-таки прав был я, а в учебнике допустили или опечатку, или же ошибку. Вообще, хочу сказать, мы работали в занимательное, прекрасное время. Ученики были интересные, пытливые, любознательные.
- А с нынешним обучением есть какая-то разница?
- Новое поколение выросло на компьютерах. Это с одной стороны, может быть, и хорошо. Но у этой «медали» есть и другая сторона. Я вот смотрю на наши близлежащие горки. Раньше они на солнце блестели. Потому что откатаны были до блеска лыжами. Сейчас следа лыжного нет. Спортом дети занимаются совсем мало. Увы! Потом, что бы ни говорили, я – противник ЕГЭ. Глубины знаний нет, дети не умеют их применять в жизни. Ученики не умеют размышлять, думать. Я вот по своим внукам наблюдая могу сказать, что речь у детей односложная. Для них держать диалог 10-15 минут сложно. Не все, конечно, но… Раньше мы ученика, который не понял темы или же урока оставляли после занятий, объясняли, задания давали дополнительно. Одно могу сказать: образование это такая отрасль, где нельзя экспериментировать, оно должно быть консервативным.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа