Новые штрафы для водителей: какие изменения ждут владельцев автомобилей в сентябре
О нововведениях рассказал автоюрист Андрей Андриянов в программе «Актуальный разговор» на телеканале «Татарстан-24».
С 1 сентября вступили в силу новые правила, запрещающие эксплуатацию автомобиля при определенных неисправностях. Изменения включают их подробный перечень, при котором запрещается управлять автомобилем.
За какие неисправности будут наказывать?
Перечень охватывает два компонента безопасности: рулевое управление и систему тормозов (неисправный стояночный тормоз, видимые утечки тормозной жидкости, трещины и повреждения шлангов). За другие неисправности, такие, как заклиненное стекло или неработающий кондиционер, наказывать не будут. К слову, новое правило позволяет сотрудникам ГИБДД проверять неисправность, исходя из горящей лампы ABS на панели приборов. Если лампа загорелась, то техническое состояние автомобиля не позволяет продолжать движение, и водителю будет выписан штраф по статье 12.5 КоАП РФ в размере 500 рублей. В таких случаях может произойти задержание автомобиля и отправление его на штрафстоянку.
«Владельцы машин, скажем так, пожилых, у которых системы ABS нет, окажутся в более выигрышном положении. Точно так же у человека может просто банально эта лампочка перегореть, а система ABS действительно быть неисправной. Но сотрудник ГИБДД заглядывает, ничего не горит, все нормально, но при этом сама система не горит. Это косвенный признак, то есть, скажем так, предлог для составления протокола», – отметил эксперт.
Кроме того, теперь будут наказывать за вождение с неисправными фарами и осветительными устройствами. Размер штрафа составит 500 рублей, но время на устранение проблемы предоставляется. В случае повторного нарушения с тем же неисправным состоянием грозит что-то более серьезное, однако конкретные наказания пока остаются неясными.
«В темное и дневное время суток дневные ходовые огни должны быть включены. А, соответственно, в темные время суток эксплуатация автомобиля, вы сами понимаете, какую она опасность несет. Но здесь определить проще. То есть, если мимо вас что-то темное, неподсвеченное проносится, то 99% у человека перегорела та или иная лампа, и возможно обе, и, соответственно, дальнейшая эксплуатация опасна», – пояснил юрист.
С 1 сентября водителям также будет запрещено использование летних шин в зимний период (декабрь, январь и февраль) и зимних шин летом (июнь, июль, август). Ограничения не затронут зимние шины с «липучками». Также будет запрещено использование изношенных шин.
Какие штрафы отменяются?
Некоторые неисправности требуют немедленного прекращения движения, в то время как другие позволяют проехать до места устранения проблемы с осторожностью. С 1 сентября вводятся и некоторые послабления для водителей. Так, например, водителей перестанут штрафовать за отсутствие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. При техосмотре наличие данных предметов также необязательно. Однако водители должны быть готовы предъявить их в случае необходимости. Если знак аварийной остановки не будет выставлен во время аварии, по-прежнему будет грозить штраф в размере 1000 рублей.
«Это документ дает исчерпывающий перечень, при котором нельзя управлять автомобилем. В отдельных случаях вообще нельзя управлять, в других – ехать до пункта устранения неисправности с внимательностью и осторожностью», – пояснил Андриянов.
Какие еще штрафы могут ввести?
Возможные нововведения, которые могут быть рассмотрены в ближайшем будущем, включают лишение прав за лекарственное опьянение и штрафы за громкий транспорт. Однако детали и конкретные правила еще требуют уточнений и проработки. Например, вопрос возникает о том, как будет определяться наркотическое опьянение от приема лекарств и какие будут различия в наказании.
«Сейчас у нас есть понятия алкогольное опьянение и наркотическое опьянение. Наркотическое опьянение может быть вызвано, действительно, какими-то лекарствами. Суды не делают дефиницию между приемом наркотиков и приемом лекарств. То есть в любом случае идет лишение. В настоящий момент за лекарственные средства решают право управления. Если их как-то выделят в отдельную категорию, сразу встает вопрос, как определять наркотическое опьянение и опьянение лекарствами. И какая будет между ними разница в сроке лишения либо в штрафе. Для меня это пока загадочная инициатива, и, по-моему, не особо перспективная», – высказался спикер.
Также возникают вопросы относительно эффективности камер-фиксаторов для штрафования за громкий транспорт, так как определение конкретной машины из плотного потока может быть сложным. В отношении возможных поправок, связанных со штрафами за среднюю скорость, учитывая предыдущие противоречия и неясности, требуется проработка конкретных технических условий и установки камер. Все эти изменения рассматриваются с целью повышения безопасности дорожного движения и заботы о соблюдении правил участниками дорожного движения.
«Большая вероятность, что эти инициативы примут, потому что большой денежный поток по таким штрафам. Единственное, мои пожелания, чтобы было прописано технические условия установки этих камер. Через какое расстояние? На каких участках? Что считать превышением скорости? То есть превышение — это когда стрелка переваливается с 59 на 61 или превышение до дальнейшего движения? То есть этот вопрос. Очень много заморочек. Но будем смотреть, как пропишут», – отметил эксперт.
По мнению юриста, введение нового штрафа за опасное вождение может столкнуться с некоторыми сложностями. Понятие «опасное вождение» относительно и может вызывать споры о том, что именно считать опасным поведением на дороге. Также необходимо определить, кто будет осуществлять оценку опасности и какие будут критерии. Определение опасного вождения уже присутствует в правилах дорожного движения, но пока не существует соответствующей статьи в Кодексе об административных правонарушениях, которая бы предусматривала штрафы за это нарушение.
«Сам термин “опасное вождение” состоит из самостоятельных составов правонарушения, резких торможений и всего остального. Как его пропишут? Кто будет определять его опасность? Будем первое ждать постановление, будем ждать судебную практику, будем смотреть на доказательную базу, которую будут у нас к опасному вождению прикладывать сотрудники ГИБДД», – подытожил Андрей Андриянов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа