Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Безопасное движение

Пестречинцы поделились принципами безопасности и надежности на дороге

Сегодня отмечается День автомобилиста

В каждой профессии есть специалисты высочайшего уровня, на которых равняются остальные, чей опыт впитывают новички. Дорога – это не только романтика путешествий. Дорога – это так же опасно и ответственно, как океан или космос. Она требует уважения. Принципами безопасности и надежности на дороге делятся Иван Цыганов и Рустам Валитов.

ИВАН ЦЫГАНОВ: «ХОЧЕШЬ ДОЛГО ЖИТЬ – НАУЧИСЬ УСТУПАТЬ НА ДОРОГЕ»

Фото из личного архива

Иван Николаевич 45 лет отработал водителем треста «Татколхозстрой» и организацийпреемников без единого ДТП, без поломок на дорогах. Он не сразу стал водителем большегрузов. Родом из Кряш-Серды, тут же закончил школу, тут работал до армии трактористом. Параллельно с работой в колхозе «Заря» отучился на водителя и в 1977 году пришел в трест «Татколхозстрой», где и работал до 2018 года. Организация меняла организационные формы и названия – МСО, СМУ, «Пестрецы-строй-сервис» и т.д. – а водитель Иван Цыганов был на хорошем счету у всех ее руководителей.

– Если хорошо работаешь, никогда начальник плохим не будет, – рассказывает Иван Цыганов. – Все они меня знали, со всеми был в хороших отношениях. Трест строил в районе коровники, зернохранилища, школы, садики, дома культуры. Строили много жилья. Задача водителей – подвоз стройматериалов. Возили силикатный кирпич из Марий Эл, ЖБИ из Казани. А дорог раньше не было, дождь пройдет – никуда не заедешь. Но справлялись, работали.

Первую машину молодому водителю дали военную – ЗИЛ157. Через два года он сам лично через горы и степи пригнал из Грузии большегруз «Колхида» – это уже была машина для дальних рейсов со спальной кабиной. А потом уже пошли «Камазы». В сказке Марьюшка в поисках Финиста ясного сокола износила трое железных башмаков. Иван Цыганов получил четыре новых «Камаза» и четыре железных коня поистер на дорогах России.

– Особенно в 90-е пришлось ездить в дальние рейсы, – вспоминает дальнобойщик. – Из Челябинска и даже из Тюмени возили шифер и цемент. Из Москвы – полиэтиленовую крошку. Чтобы машина долго служила и не подвела в дороге – нужно за ней следить. Когда машина с завода приходит, в руководстве по эксплуатации первая заповедь – вовремя проводите техобслуживание, вовремя меняйте масло, смазывайте узлы и агрегаты. Выполняй, что требует завод – и машина тебя отблагодарит безупречной работой.

Дорога есть дорога. В дороге всякое может случиться – пробки, мороз, снежные заносы. О том, чтобы у водителя с собой было все необходимое, заботится супруга Ольга. Она приготовит и сложит, что попить и покушать, теплую одежду, а в мороз – дубленку и унты. И будет дома ждать возвращения. А чтобы не пришлось любимой плакать, что должен делать шофер?

– Все надо учитывать, торопиться нельзя, зимой особенно. Встречному всегда уступи дорогу – это первое правило, золотое правило. Он обгоняет, он торопится – лучше уступи дорогу, будешь жить дольше.

Сейчас Иван Цыганов на пенсии, но и во время напряженной работы водителем отпуск и свободное время проводил за рулем. Семья любит путешествовать, но поезд, самолет не признает как средства передвижения. С 80-х годов они садились на «москвич», а позднее на «жигули», и отправлялись в лес по грибы, по ягоды. Теперь любимый и надежный RAV-4 с механической коробкой передач уносит их в Крым, в Казахстан, в Нальчик. А спешившись, Цыгановы уже дважды поднимались на Эльбрус – мечты должны сбываться.

РУСТАМ ВАЛИТОВ: «ТЕХ, КТО ТОРОПИТСЯ, ЛУЧШЕ ПРОПУСТИТЬ»

Маленький мальчик устраивается на коленях отца на водительском сиденье, весело крутит руль и уверенно говорит: «Я буду водителем, как ты». Этот сын – Рустам Валитов, а его папа – Вазих Салимович, наставник и пример для подражания.

План детства осуществился. Сегодня он опытный водитель со стажем более тридцати лет. Нужную специальность получил, отучившись по направлению от военкомата, поэтому в армии тоже был водителем.

Рустам Вазихович работает в транспортной компании в Казани, живет в Пестрецах, пять дней в неделю проводит в командировках. Раньше управлял бензовозом, сейчас – газовозом. Доставляет газ на заправки по разным регионам России – по Владимирской, Московской, Самарской, Пензенской и другим областям, и, конечно, по Татарстану. Горючие материалы относятся к опасному грузу, что требует от него большой ответственности.

– Двигаюсь по строго указанному маршруту, согласованному с транспортной инспекцией. По всем дорогам, по которым ты хочешь, ездить нельзя, – отмечает он.

Если обычно в коллективе человек выстраивает отношения с человеком, то водитель – с техникой. ГАЗ-53, ГАЗ-52, Камаз, Скания – машины, на которые пересаживается Рустам Валитов поочередно, превосходят одна другую, и каждую он одушевляет, относится с уважением и заботой, если не подводит в рейсе внезапной поломкой – то еще и с благодарностью.

В его профессии важно правильно распорядиться временем, чтобы из точки А в точку Б добраться в назначенный час и вернуться обратно тоже без опоздания. Водителю это удается. Считает, что благодаря тому, что он соблюдает правила дорожного движения и технику безопасности. Но водителей на дороге много, и у каждого своя манера езды. Рустам Вазихович избегает «соседей», кто ездит неосторожно, как он сам говорит «в шахматном порядке, кидается из стороны в сторону».

– Тех, кто торопится, лучше пропустить, – уверен дальнобойщик. Хочется добавить – от греха подальше, точнее от ДТП.

У столь осторожного водителя знакомств по плохому поводу не случается, а только по хорошему. В дорожных историях тоже действует поговорка «Делай людям добро, и оно к тебе вернется».

– В Пензенской области я подвозил молодого человека от одного населенного пункта до другого. Познакомились. Он, как оказалось, зубной техник. Через какое-то время проезжаем по этому же пути вместе с другими дальнобойщиками, у одного болел зуб. Я вспомнил о недавнем попутчике и решил обратиться за помощью. Он ему зуб и вылечил, – рассказывает пестречинец.

Вопросов к тому, кто не нарушает правила, у сотрудников Госавтоинспекции нет. Рустама Валитова останавливают лишь для стандартной проверки документов. Бывает, предлагают дальнобойщику горячий чай из термоса, а на прощание желают счастливого пути. Самый вкусный чай ждет его дома. Его возвращение для жены Лилии всегда праздник, поэтому встречает мужа с праздничным столом. Супруги вместе 33 года, вырастили сына и дочь – оба окончили вуз, он программист, она банкир. Рустам Вазихович научил своих детей водить – так же, как это делал его отец.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: БДД