Сегодня отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий
Он призван помочь предотвратить новые трагедии, напомнить о правилах поведения на дороге
Трассу М7 называли «дорогой смерти»: по узкому двухполосному шоссе шел самый плотный в стране поток транспорта. О том, что приводит к трагедиям на дороге, рассказывают Геннадий Полторабатько, ветеран правоохранительных органов, и Рамис Аллямов, начальник ГИБДД Пестречинского района.
Даже самый маленький автомобиль весом не более тонны, едущий со скромной скоростью в 50 километров в час, все равно представляет собой смертельную опасность. Люди привыкли к опасному соседству и стали проявлять беспечность, а ведь под колесами машин погибает людей куда больше, чем от клыков медведей или укусов змей.
Случай для анализа: лето 1995 года, из Шалей выехала автомашина «восьмерка». На ней поехали в Казань на похороны три женщины преклонного возраста, вел машину молодой парень. Между Кулаево и 1 Мая он пошел на обгон, но увидев приближающийся автобус ЛАЗ, понял, что не успевает завершить маневр и резко затормозил. На расплавленном асфальте машина развернулась и задней частью попала под автобус. Две женщины скончались на месте, одна – в больнице. Водитель не получил ни царапины, но признан виновным и осужден на 6 лет лишения свободы.
– У водителя не хватило опыта в оценке дорожной ситуации, – рассказывает Геннадий Полторабатько, на тот момент начальник следственного отдела. – Обгон – самый сложный и опасный вид маневров на дороге. Водитель торопился. Куда торопился? Что стоило собраться заранее и выехать пораньше, чтобы не рисковать жизнью? Но ведь и сейчас водители повторяют ту же ошибку: я водитель законопослушный, скоростной режим не нарушаю. Но когда еду из Пестрецов в сторону Шигалеево, где по трассе практически везде стоят знаки «Обгон запрещен», меня каждый раз обгоняют 2-3 машины. Несмотря на узкую неровную дорогу, малую видимость. Извините за резкость выражения, но как в приведенном примере – они спешат на похороны. И рискуют успеть.
Случай для анализа: Вечером 17 октября возле Царево водитель автомобиля «Лада Гранта» не выбрал безопасную скорость, автомобиль улетел в кювет. Водитель, только 16 дней назад получивший водительские права, с серьезными травмами был доставлен в РКБ. Его друг по колледжу, с которым вместе ехали в Сабинский район к родителям, скончался в Пестречинской ЦРБ.
– Я сам выезжал на место происшествия, чтобы осмотреть, изучить, из-за чего произошло ДТП, может, выявить недостатки дорожной сети, – рассказывает начальник ГИБДД Пестречинского района майор Аллямов. – Когда я приехал, очевидцы происшествия уже вытаскивали водителя, пассажира положили в карету «скорой помощи». Осмотр показал, что знаки, ограничивающие скорость, имелись, металлические ограждения установлены. ДТП произошло из-за неопытности, водитель превысил скорость, не справился с управлением, погубил своего товарища. Когда так нелепо гибнут молодые люди, у меня всегда остается вопрос – как так получилось? Кто в этом виноват? Дедушка подарил внуку автомобиль – из любви к нему. Но как этот автомобиль стал орудием смерти? Каких слов или силы примера не хватило у старших, чтобы уберечь молодых от этой трагедии?
Бич последнего года – это катания несовершеннолетних на квадроциклах, питбайках, которые им дарят родители. По счастью, в нашем районе смертельных случаев не произошло, но есть два случая получения серьезных телесных повреждений, по которым возбуждены административные дела.
Случай для анализа: Середина 1990-х. Зима. В поселок 1 Мая фургон «Урал» доставил рабочих. Неподалеку дети катались на санках с горки. Двое мальчиков лет пяти покатились и заехали под задние колеса «Урала». Оба погибли.
– Я расследовал это дело, – рассказывает Геннадий Полторабатько. – И правоохранительные органы, и суд долго разбирались – есть ли в данном трагическом случае вина водителя? Его то оправдывали, то отменяли оправдательный приговор. В итоге признали виновным, поскольку он видел детей и должен был предвидеть их опасное поведение. Водитель должен понимать, что его зона ответственности не только впереди по курсу движения, но распространяется во все стороны.
– Конечно, в таких ситуациях не с точки зрения закона, а по большому счету, виноваты и родители, и все старшие, кто проходил мимо и мог вмешаться, надоумить детей, – рассуждает Рамис Аллямов. – Мы стараемся профилактировать подобные ситуации, учить детей правильному поведению на дороге. Сотрудники ГИБДД выходят с беседами в детские сады, в школы, нам очень помогают работники учреждений образования. Но огромное значение для детей имеет пример родителей. Ни в коем случае нельзя на глазах у ребенка переходить улицу на красный свет – он будет копировать ваше поведение. При поездке в автотранспорте всегда пристегивайтесь сами и пристегивайте детей – вы делаете это не для автоинспекции, а для собственной безопасности.
Случай для анализа: 19 августа в 2 часа ночи на 856 км трассы М7 водитель грузового автомобиля «Газель», двигаясь из Казани в направлении Набережных Челнов, совершил наезд на пешехода, двигавшегося в попутном направлении посреди проезжей части. Пешеход был в состоянии алкогольного опьянения, от полученных травм скончался в РКБ.
Рамис Аллямов: – При наезде на пешехода водитель всегда виноват. Но мы смотрели запись видеорегистратора: пьяный пешеход не оставил водителю ни единого шанса. На дороге вне населенных пунктов посреди проезжей части без светоотражающих элементов он появился внезапно – секунда и все, среагировать было невозможно. Есть такой афоризм: «Пьяный за рулем – преступник!», но и пешеход в состоянии алкогольного опьянения – угроза для себя и для всех участников дорожного движения. Пьяному вообще нечего делать на дороге, дорога – это место повышенной опасности, где нужно иметь ясную голову.
Отдельная боль для водителей и автоинспекторов – в темную осеннюю пору, когда даже от снега нет подсветки, а встречные слепят водителей фарами – это пешеходы на обочинах дорог без светоотражающих элементов, идущие гурьбой, нередко с собаками и детскими колясками. Стоит выбирать более безопасные места для прогулок или хотя бы обозначать свое местонахождение светящимся телефоном.
За 10 месяцев этого года на дорогах района произошло 73 ДТП с пострадавшими, в которых получили травмы 82 человека. 12 человек погибло (за аналогичный период прошлого года – 9).
Госавтоинспекция МВД по республике Татарстан призывает всех участников дорожного движения неукоснительно соблюдать правила дорожного движения.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа