Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
Общество

41 год отдала школе учительница из Кулаево Евдокия Архипова

Она считает себя «рядовым» учителем, но народная молва величает ее «заслуженной».

1960-ые годы. Евдокия Архипова ведет урок в начальной школе. / Фото из семейного архива

Евдокие Андреевне 94 года. Ее детство и юность пришлись на военные годы, но трудолюбие, воспитанное родителями, она пронесла через всю жизнь и передала четырем дочерям, 12 внукам и 11 правнукам.

Мать Евдокии – Анна Сергеева – была телятницей в совхозе, но какой!

– В телятник мы заходили в чистых носочках, – рассказывает Евдокия Андреевна. – Чистоту проверяли носовыми платками. Потом, уже через много лет, я видела телят на цементном полу, грязных. И думала: у мамы было совсем подругому.

Анна Сергеева заслуженно представляла совхоз на выставках в Казани и в Москве, где видела самого «всесоюзного старосту» Калинина. Была представлена к Ордену Трудового Красного Знамени, но началась война, и представление затерялось.

Отец, Андрей Сергеев, был столяром, мастером от Бога. Имея бронь как ценный специалист, он сам просился на фронт. Попал в плен, бежал, снова воевал. В 1944- м вернулся домой на костылях, с тяжелейшим ранением. И сразу – за работу: плетень чинить, дом обустраивать. Жизнь не сломала, а закалила.

Детство Евдокии кончилось в 1941-м, в десять лет. Семья вернулась из Казани в деревню. Отец – на фронте, мать – с утра до ночи в телятнике. Девочка осталась с бабушкой да пятилетним братишкой. Не детские забавы, а взрослая ответственность легла на хрупкие плечи.

– Сама жизнь заставила трудиться. Я не видела детства, не видела юности, – сухо констатирует она.

Нужно было держать корову – единственную кормилицу. Бабушка косила, потом с внучкой везла на тележке несколько километров. Ели гнилую картошку, которую собирали на полях. От голода одолевали вши и чесотка. Самым ярким, почти сюрреалистическим воспоминанием остались ночные поездки за дровами.

– Мы ездили в лес всей улицей зимой в 12 часов ночи, покуда лесник спал. Если лесник встретит, он и дрова отберет, и салазки изрубит.

Несмотря на трудности, Евдокия училась хорошо. Любила русский язык и литературу. Мечтала о филфаке. В Казани на экзаменах за сочинение получила «пять».

– Все удивлялись: «Как это так? Из деревни девчонка получила пятерку!» На меня приходили поглядеть из других групп, – вспоминает Евдокия Андреевна. – Но немецкий язык «подкачал». В итоге поступила на финансово-экономический.

Вмешалась судьба в лице красавца-гармониста Петра Архипова.

1950-ые годы. Петр и его сестра Елизавета. / Фото из семейного архива

– Мы были знакомы со школы, уже готовились к свадьбе. Но я рассудила, что пока он будет в армии, я буду учиться. И попыталась сбежать.

Собрала вещи в чемодан, который ей смастерил отец-столяр (этот чемодан теперь хранится в школьном музее). Шла через Чеховский рынок и столкнулась нос к носу с женихом, который торговал творогом. Он догадался, что происходит, и настоял на своем. Так ум уступил сердцу. Она вышла замуж. Через четыре месяца Петра забрали в армию на три с половиной года. А вскоре родилась первая дочь, Надя. Казалось, об учебе можно забыть. Но не тут-то было. Сила характера дала о себе знать.

– Я пошла учиться в педагогическое училище на педагога начальных классов, – вспоминает Евдокия Архипова. – Училась заочно. На сессии в Казань меня возил свекор на лошади. Со мной дочка и мама или бабушка, которые помогали месяц во время экзаменов.

Ее педагогический путь начался в деревне Никольское Жмакино, которой теперь нет на карте. Была заведующей начальной школой на четыре класса. Потом – Дюртюли, интернат в Кулаево. А однажды директор Кулаевской школы Степан Лаврентьевич Козлов, посетив ее урок, попросил вести русский язык с 5 по 8 классы. Оказалось, что деревенская девушка с педагогическим училищем за плечами чувствует язык и может объяснить его лучше иных специалистов с высшим образованием. Так началась ее главная миссия – учителя русского языка и литературы. Заодно приходилось вести иногда историю, немецкий язык, даже физику.

41 год в школе. Последний год работала «на самоконтроле» – «меня не проверяли, мне доверяли». Ее авторитет был непререкаем. Директором школы стала ее же ученица, Татьяна Андреевна, которая говорила: «Евдокия Андреевна, вы мне как мать».

Любимый писатель Евдокии Андреевны – Лермонтов. На втором месте – Пушкин. Эту любовь к слову она сумела передать ученикам и дочерям. А на вопрос о наградах отмахивается: «Нет их у меня. Я простой рядовой учитель». Для нее высшая награда – не грамоты в рамке, а память учеников и знание, что дело ее жизни продолжили другие. Ее младшая дочь, Светлана, тоже стала учительницей.

Дом Архиповых в Кулаево – тот самый, куда молодая учительница пришла 75 лет назад. Здесь родились и выросли четыре дочери: Надежда (технолог-кондитер), Вера (воспитатель), Любовь (медик) и Светлана (учитель). Сегодня у Евдокии Андреевны 12 внуков и 11 правнуков, разъехавшихся от Казани до Тобольска.

Воспитывали их Евдокия и Петр Архиповы своим примером.

– Мы как-то сами знали все свои обязанности, – рассказывает старшая дочь Надежда Петровна. — У нас среда, например, как закон – мыли пол дома. А в субботу мыли пол везде. И дрова пилили, и на сенокосе работали. Не было принуждения, было понимание, что так надо.

Учились девочки хорошо, были «ударницами», троек не было. А для матери Евдокии нагрузка была двойной.

– Придешь с работы, кучу тетрадей проверять надо. Скотину кормить надо. И еще четыре года ухода за лежачей свекровью. В 93 года Евдокия Андреевна сохранила ясный ум и феноменальную память.

Брат Виктор удивляется:

– Завидовать можно ее памяти. Она всех знает: политологов, артистов.

Она стала свидетельницей многих эпох в жизни нашей страны. И оценивает их трезво, без розовых очков, но и без озлобления.

– Когда война-то была, мы хорошего не видели. Голодали. А в эту войну мы даже не чувствуем, что война идет. Пенсию получаем. Воинам нашим все выплачивают. Дороги в деревне чистят. Заботятся о селе. А на праздники как весело было! С гармонью шли. Песен напоемся. Сейчас песен не услышишь. Замков не вешали. Палочку приставят к дверям – значит, дома никого нет. А сейчас и замки, и решетки, и заборы кругом. Спецназ с первой попытки не возьмет. Юмор – это семейное. С юмором только и выживали в трудные времена.

Ее малая родина – Кулаево.

– А лучше малой родины ничего нет, – говорит Евдокия Архипова.

Здесь ее корни, ее лямка, ее жизнь. Такие люди, как она – фундамент, на котором стоит страна. И самая надежная эстафета, которую можно передать следующим поколениям.

В рамках Года воинской и трудовой доблести в Татарстане мы запускаем цикл материалов о тружениках тыла, ветеранах труда и семейных трудовых династиях. Если вы хотите, чтобы мы написали о вас или ваших родных, соседях, коллегах – звоните: 8(917)-887- 82-85.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: Наши проекты