Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Брат Мунира Сунгатуллина: «Слова долг, честь имели для него большое значение»

Мы продолжаем вас знакомить с земляками, чей подвиг заслуживает внимания и благодарности. Один из них – Мунир Сунгатуллин. Воспоминаниями о нем поделился брат Марсель Сунгатуллин.

Муниру Сунгатуллину было 27 лет.

Офицер-танкист погиб в феврале 2015 года при выполнении воинского долга на границе с Украиной. По Указу Президента Российской Федерации он награжден Орденом Мужества посмертно.

БОРЬБА ЗАКАЛЯЛА ХАРАКТЕР

Родители Мунира Мансур Махмутович и Хатима Ахатовна родились и выросли в селе Конь, создали семью. Молодая пара в начале жила в селе Екатериновка, отца направили туда на работу, позже они переехали в Надеждино. В 1991 году обосновались в Ленино-Кокушкино. В это время у них уже росли двое мальчишек. Старший Марсель пошел в как раз в первый класс, младшего Мунира устроили в детский сад.

– В школьные годы мы с братишкой серьезно занимались борьбой у Ильшата Шафигуллина. Он был очень талантливым тренером, воспитывал в нас целеустремленность, волю к победе. Мы с братишкой всегда весили примерно одинаково, постоянно боролись друг с другом. Каждый день уходили из тренировки со слезами на глазах и большими планами на завтра, с мыслями, что завтра обязательно сделаем больше, лучше. Тренер умел настраивать, мотивировать нас. Мунир несколько раз становился чемпионом района, участвовал в республиканских соревнованиях. Борьба закалила его характер, – рассказывает Марсель о своем младшем брате.

ОТ КУРСАНТА ДО ОФИЦЕРА

После школы Мунир Сунгатуллин поступил в Казанское танковое училище.

– Наша семья очень тесно дружила с семьями Мироновых и Канашевых. Родители заложили фундамент этой дружбы, еще когда жили в Надеждино. Сын Мироновых Валера был старше нас, учился в Казанском артиллерийском училище. Он высокий, статный, начал приезжать на выходные к родителям в красивой военной форме. Я думаю, глядя на него Мунир и решил стать военным. Поступить в танковое было непросто, была очень высокая конкуренция, большие требования по здоровью, по физической подготовке. Мунир все это выдержал. Помню, на первом курсе было особенно тяжело. Домой можно было лишь раз в месяц. В остальные выходные мы с родителями ездили к нему. Он выходил на КПП, снимал сапоги, а ноги у него всегда были разбиты в кровь, мама все время старалась его подкармливать, папа – подбадривать, – вспоминает Марсель.

Один раз курсант все же обмолвился: «Все, не могу больше!» Но папа не дал ему даже договорить, сказал: «Ты сделал свой выбор, иди до конца». Отец строго воспитывал парней и в детстве мальчишек не баловал.

– Он рано уходил на работу, нам оставлял на столе записку с указаниями, какие работы днем мы должны выполнить. После школы и тренировки нам, мальчишкам, иногда бывает не до домашних дел, хочется играть, гулять с друзьями. Если к приходу отца что-то было не сделано, а мы уже спим, он будил нас, и мы всю ночь работали, – вспоминает Марсель.

Братья Марсель и Мунир росли дружными.

ПОСЛЕДНИЙ РАЗГОВОР

После окончания танкового училища Мунира Сунгатуллина направили в Мурманскую область. 

– Недалеко он него служил и Динар Хаметов (погиб в СВО в марте 2022 года). Они общались, мы не просто земляки, но и родственники. После Мурманска брат продолжил службу в Выборгском районе Санкт-Петербурга, в последние годы служил в Нижегородской области, тогда стал чаще приезжать. В 2014 году в день своего рождения – 14 июня – он женился… Они не успели прожить вместе даже год. Мой последний разговор с ним состоялся 9 февраля. Он знал, что предстоящая командировка опасная, я спросил, нельзя ли не поехать. Он ответил: «Конечно, можно, но я пойду». Он не мог подвести своих сослуживцев, слова долг, честь имели для него большое значение. Потом связь прекратилась. Я узнал, что он погиб, для опознания потребовалась ДНК-экспертиза. До последнего не говорил об этом родителям, знал, что мама не справится с горем. Она и до этого страдала от высокого давления, но постоянно лечилась, ездила в санатории, поддерживала свое здоровье, после смерти Мунира потеряла смысл в этом, не было интереса к жизни. Мама умерла в 2021 году, вслед за ней в 2022 году ушел из жизни папа. Он не показывал своих переживаний, но, видимо, боль терзала его изнутри, – рассказывает Марсель.

ПАМЯТЬ ГЕРОЯ УВЕКОВЕЧЕНА

В Ленино-Кокушкино установлен памятный знак в память о танкисте Мунире Сунгатуллине.

– Эта стела – полностью заслуга нашего отца. После того, как Мунир погиб, он жил этой идеей, сделал все на свои деньги и своими руками, – уточняет Марсель.

В Ленино-Кокушкинской школе открыли мемориальную доску в честь своего бывшего ученика. В Пестрецах ежегодно среди юношей проходит турнир по борьбе «Корэш», посвященный памяти бойцов Мунира Сунгатуллина и Динара Хаметова.

– Турнир среди юношей мы начали проводить в Ленино-Кокушкино уже давно. Потом тренер Алмаз Галимзянов предложил проводить его в честь Мунира. Ильшат Ильгизарович убедил проводить его уже в Пестрецах. Сейчас, благодаря поддержке главы района Ильхама Кашапова, с каждым годом турнир становится масштабнее.

Трое сыновей Марселя, так же, как и их дядя, занимаются борьбой, знают и помнят о нем.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

5

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: Наши проекты