Братья Николаевы: на стыке эпох и стихий
Продолжение истории пестречинского рода ученых и инженеров Морозовых-Николаевых- Корпачевых.
Начало по ссылке
Если сын и отец Морозовы основали в КАИ направления прикладной электродинамики и радиофотоники, то братья Павел, Александр и Юрий Николаевы после окончания КАИ отправились в Феодосию - создавать парашюты для обороны и космоса.
Парашюты Павла Николаева
Павел Николаев, директор НИИ АУС в г. Феодосии
Детство братья Николаевы провели в Пестрецах, в отцовском доме на улице Почтовой, 25, но часто гостили и у бабушки Веры Михайловны Морозовой, почтальона, на улице Гаврилова, 7 — в доме полученным многодетной семьей деда Александра Александровича Морозова, фельдъегеря, героически погибшего под Ржевом.
Их отец Михаил Ермолаевич Николаев работал директором асфальтового завода, был известным человеком и в Казани, куда выезжал на служебном мотоцикле «Урал». Их мать Александра Александровна Николаева, в девичестве Морозова, была главным бухгалтером Райзаготконторы.
Павел, старший, родившийся в 1950-м, и стал первым, после дяди, Морозова Геннадия Александровича, кто проложил дорогу в Казанский авиационный институт.
- С общежитиями было трудно, поэтому первый курс Павел жил у нас, - вспоминает профессор КАИ Олег Геннадьевич Морозов. – Я, восьмилетний, завороженно смотрел, как он решает дифференциальные уравнения, и удивлялся: «Что там решать? У тебя все уравнения на ноль заканчиваются!».
В 1972 году Павел Михайлович окончил авиастроительный факультет и в числе тридцати выпускников был распределен в Феодосию, в филиал московского НИИ автоматических систем.
Крым встретил его ветром горы Клементьева в Коктебеле — тем самым, что когда-то поднимал в небо планеры молодого Королева, и штормами мыса Чауда, где испытывались парашюты. Здесь Павел Николаев начал проектировать новые парашютные системы для десантирования танков и космических аппаратов.
- Он был гением без ученой степени, — говорит Морозов. — Человек очень скромный. Москва присваивала его разработки, но он не жаловался. Просто работал.
Уже к 1981 году он стал директором филиала.
К нему подтянулись братья: Александр, выпускник автомобильного факультета КАИ, и Юрий, специалист по микроэлектронике
- Вместе они превратили филиал в самостоятельный НИИ аэроупругих систем. Это была их империя, их вотчина, — вспоминает Олег Морозов. — Те парашюты для десантирования бронетанковой техники, что показывают во всех фильмах про ВДВ - разработка Павла Николаева. В дальнейшем братья работали вместе. У них десятки изобретений и патентов – от воздушной подушки для приводнения танков до обеспечения стабильности траектории парашютной системы при спуске грузов в заданную точку в труднодоступных районах. Главное, чем гордился Павел, — надежность решений.
Покоритель неба: история Александра Николаева
Александр Николаев, президент Федерации воздухоплавания Украины, с дочерями. Слева – Алекандра, справа – Ирина.
Если Павел был инженером-исследователем, то Александр — покорителем неба. Его страстью стали воздушные шары. Для него каждый полёт был не только испытанием техники, но и праздником: яркие краски куполов, медленное и торжественное отрывание от земли, восторженные лица зрителей. Там, где другие видели лишь аттракцион, он находил искусство, создавал целые небесные спектакли: десятки аэростатов поднимались в воздух одновременно, выстраивались в фигуры, а закаты становились декорацией его представлений.
В начале 1990-х Александр основал в Феодосии Центр воздухоплавания. Здесь шили парапланы и аэростаты, проводили их сертификацию, организовывали фестивали и чемпионаты, обучали пилотов. На соревнования в Феодосию съезжались спортсмены из стран СНГ и Европы.
«Громозека с улыбкой чеширского кота… с заразительным смехом и двухметровым ростом» - так характеризовала Александра Николаева пилот Олеся Долина.
За вклад в развитие воздухоплавания Николаев был удостоен звания Почётный авиастроитель Украины.
Отец братьев, Михаил Ермолаевич, мастерил корзины для аэростатов из ивы, заготовленной на Меше. Первые изделия отправляли из Пестрецов в Феодосию прямо в тамбуре поезда «Казань–Симферополь». Позднее старшие Николаевы перебрались к детям в Крым, где дело получило продолжение.
- Мы им ставили на эти шары лазерные комплексы слежения, - рассказывает профессор КАИ Олег Морозов.
Страсть к небу стала семейной традицией. Дочь Александра Морозова - Ирина - стала пилотом теплового аэростата, вторая дочь Александра — штурманом. Они достойно выступили на первом чемпионате Европы по воздухоплаванию среди женщин (Литва, Алитус). Внук Дмитрий продолжает дело деда, готовясь стать пилотом.
Многие годы Александр Николаев возглавлял Федерацию воздухоплавания Украины, был делегатом в Международной авиационной федерации (FAI). Он стал создателем международного фестиваля «Воздушное братство», благодаря его усилиям впервые в Украине прошёл Кубок Европы по воздухоплаванию под эгидой FAI. Под его руководством сборная Украины завоевала Кубок выдающихся аэронавтов (1999, 2002, 2003), Кубок Греции (2000), Кубок Грузии (2006, 2007).
Фестивали воздухоплавателей проходили в Киеве, Ростове, Великих Луках, Феодосии, Каменец-Подольском. Николаев представлял Украину на чемпионатах мира, Европы и Всемирных воздушных играх. В 2003 году вместе с «Русским воздухоплавательным обществом» он совершил грандиозный перелёт Москва–Донецк–Запорожье–Харьков–Киев, а в 2005 году прошёл международный перелёт тепловых аэростатов Украина–Польша.
В 2013 году еще одна мечта Александра воплотилась в жизнь - в Феодосии открылся Музей воздухоплавания — первый в Украине. Уникальные экспозиции, собранные Николаевым, высоко оценили пилоты и посетители.
Александр Николаев стал в Украине и за рубежом наставником целого поколения воздухоплавателей. Он мечтал однажды полетать с дочерями над Пестрецами, показать им родные просторы с высоты птичьего полёта. К сожалению, эта мечта не успела осуществиться.
Юрий и системы управления
Юрий Николаев, создатель в Феодосии филиала Харьковского национального университета радиоэлектроники
- В силу возраста я больше всего общался с Юрием, - рассказывает Олег Морозов. – В детстве летом приезжал в Пестрецы и жил у них дома, на Почтовой. Потом Юрий поступил в КАИ, стал конструктором-технологом микроэлектронной аппаратуры.
Павел Михайлович планировал развивать микроэлектронику в Феодосии для создания управляемых аэроупругих систем. Юрий был необходим для разработки электронной аппаратуры для этих систем.
Профессор КАИ Олег Морозов вспоминает:
- В 1990 году я поехал к ним заключать договор: им понадобилась оптоэлектронная лазерная система для отслеживания раскрытия парашюта при сбросе техники с самолёта. Несмотря на развал страны в 1991 году, мы задачу выполнили. Благодаря этой связи с КАИ Юра постоянно приезжал на родину – в командировки. Сначала неделю жил в Пестрецах, отходил, встречался со всеми знакомыми, потом уже занимался делами.
Однако внутри НИИ АУС начались проблемы, связанные с национализмом и внутренними конфликтами. В результате в 1994 году Павла Михайловича сняли с должности по надуманным причинам. Через несколько лет старшему Николаеву удалось добиться восстановления в должности директора института. Контракт удалось возобновить в 2004 году. Но времена уже изменились.
- После каждого моего приезда в Феодосию, - вспоминает Морозов. - сотрудники СБУ (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена – ред.) на месяц парализовали работу института, выясняя, где я был, с кем встречался, что делал. Я стал для них русским шпионом, хотя модернизировал их технику прошлого поколения.
Впоследствии Юрий Михайлович нашел свою нишу в создании в Феодосии филиала Харьковского национального университета радиоэлектроники — ХНУРЭ. Проект имел успех, но в итоге не выдержал конкуренции с «понаехавшими» вузами Киева, Запорожья и Днепропетровска, предлагавшими обучение профессиям с более приземленным «механическим» уклоном.
Между небом и землей
В Украине не было необходимости в мощном производителе аэроупругих систем, поэтому около 50% работ НИИ АУС выполнялись по договорам с зарубежными странами. Накапливались финансовые трудности, росла задолженность по заработной плате, коллектив с 700 человек сократился до 50.
- К сожалению, никто из братьев Николаевых так и не получил ученую степень, - поясняет Олег Морозов. – Их системы летали, патенты работали, но их «интуитивным озарениям» всегда противопоставлялись «научно обоснованные» затеи кандидатов наук, которые в итоге и возглавили как НИИ АУС, так и Федерацию воздухоплавания Украины.
После окончательного ухода из института Павел Михайлович переехал работать в Китай. Подробности этой работы он не раскрывал. Навестив последний раз Пестрецы, он даже на отдыхе что-то обдумывал, рисовал перспективные беспилотные летательные аппараты.
В 2022 году в возрасте 72 лет его не стало. Почти одновременно с ним ушли от болезней сердца Александр Михайлович и Юрий Михайлович – им было 62 года и 56 лет.
После них остались надёжные парашюты, воздушные шары, патенты и традиция инженерного поиска. А самое главное — любовь к Пестрецам и готовность лететь к своей мечте.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа