«Если позволит здоровье, буду работать»: скончалась легендарная Исламия Махмутова
1 декабря Исламие Махмутовой исполнилось 76 лет. Родные уже знали, что это ее последний день рождения и ее последние дни с нами… Женщина с железным характером долго скрывала свою болезнь, оставаясь сильной до конца своих дней.
Последний раз мы разговаривали в начале сентября. Как раз в дни, когда главный режиссер Тинчуринского театра Рашит Загидуллин был освобожден от должности. Я позвонила легендарной актрисе – хотела узнать ее мнение относительно сложившейся в театре ситуации. Интервью с Исламией ханум передаю вам в тезисах:
«Это правда? Как же так?! Нужен человек, ведущий коллектив за руку. Это действительно правда? Последнее время я болела, неважно себя чувствую. Нигде не участвовала. В свое время много где я участвовала. В свое время мы отвоевали это здание аж в самой Москве! А что сказать про уход режиссера? Не мы решаем. Их уже неоднократно меняли. Видели ведь уже приходящих режиссеров. Даже я была руководителем (в 1991 – 1992 годах Исламия Махмутова работала художественным руководителем Тинчуринского театра. – Ред.).
«Свято место пусто не бывает – подберут. В нашем театре ставились такие сильные произведения, как «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта! Позже, конечно, были поставлены и ненужные пьесы… Мельчание репертуара вызывает злость».
«Я была всеми довольна. Мы всех защищали. Лично помогала каждому. Все руководители должны знать свое дело. Это ведь труд! Его надо делать на совесть и доводить до конца! Почему Буинский театр развивается? Потому что стараются! Достигают целей. Я надеюсь: будет режиссер – и всё будет хорошо!»
«Я уже устала воевать! Халиль абый (артист Халиль Махмутов. – Ред.) разве не был достоин почетного звания РСФСР?! Актер весь мир объездил, его все татары знают. Не получил…»
«А твоя статья про спектакль «Башмагым» («Башмачки») не пришлась мне по сердцу! Меня расхвалила, конечно, благодарю. Но ведь это другая постановка. Совсем по-новому. В другой раз, когда пишешь рецензию, смотри два раза. После премьеры еще раз сходи!»
«И эту статью напиши так, чтобы на меня потом не обижались. И руководство, и артисты – они ведь как дети».
«Нельзя разрушать театр! Нельзя закрывать! Если он не нужен – он и сам закроется. Вот как растет Кариевский театр, а Буинский! Я не думаю о закрытии. Пусть будет! Это всё, что мне есть сказать».
«Я еще буду работать. Если позволит здоровье, буду работать. Это уже по воле Всевышнего…»
Звание заслуженного артиста РСФСР Исламия Махмутова получила в 1987 году. Прошло более тридцати лет. РСФСР давно в прошлом. А Исламия и Халиль Махмутовы были лицом Тинчуринского, всего татарского театра. Они были народными артистами всетатарского масштаба. Но так и не получили звания народных артистов России.
22 декабря 2018 года Исламия Махмутова выпустила спектакль по своему произведению в честь своего 75-летия. Многие интересовались, почему сама актриса не сыграла в этой пьесе. Думаю, потому, что желала своему детищу долгой жизни…
Биографическая справка:
Исламия Хидиятулловна Махмутова родилась 1 декабря 1943 года в селе Верхнее Алькеево Алькеевского района Татарской АССР. В 1963 году, не имея профессионального образования, приехала в Казань и в 19 лет начала работать в Татарском государственном театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина.
За более чем 55 лет творческой жизни она с высочайшим профессионализмом сыграла множество разнохарактерных ролей: Шамсикамар («Шамсикамар» Мухаммеда Аблиева), Ясмина («Вслед за дикими гусями» Ильдара Юзеева), Беатриче («Слуга двух господ» Карло Гольдони), Замзямбану («Ташкыннар» Тази Гиззата), Ана («Белое платье моей матери» Шарифа Хусаинова), Койтым-бикэ («Итиль-река течет» Нурихана Фаттаха), Зихан («Башмачки» Тази Гиззата и Джаудата Файзи), Мамаша Кураж («Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта), Рашида («Соловушка с шелковым пояском» Аяза Гилязова) и другие.
В качестве режиссера она поставила полюбившиеся зрителями спектакли «Ошибка молодости» Данила Салихова, «Белый красавчик» Наиля Гаетбая, «Резедушечка» Ильдара Юзеева и Шакира Мазитова, «Сломанный браслет» Радифа Сагди и другие. Так же она попробовала себя и в драматургии. Ее пьесы основаны на реальных событиях и ею же поставлены на сцене, среди них – «Родник любви», «Хотелось увидеть…» и «Ты моя единственная» – собирают полные залы поныне. Кроме того, Исламия Махмутова перевела пьесу Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» на татарский язык, снималась во многих телевизионных фильмах. Народ полюбил ее и за душевное исполнение татарских песен.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа