Вперед

Пестречинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

И ученый, и поэт

Нежная девушка с философским видением жизни, автор многочисленных поэтических строк - для многих пестречинцев известная землячка Луиза Янсуар представляется именно такой. Но мало кто знает, что Луиза внесла свой вклад и в науку - она защитила диссертацию, является кандидатом филологических наук. Тема её научной работы - «Образ-символ «Корабль» в татарской...

Любовь Луизы к татарской литературе, поэзии, музыке закладывалась, конечно же, глубоко в детстве. Единственная и ненаглядная доченька своих родителей - учителей Нины Алексеевны и Николая Николаевича Шаровых - уже с 3 лет проявляла большой интерес к чтению книг, учебе. Как рассказывает Нина Алексеевна, Луиза начала читать с трех лет, а писать - с четырех. Залпом прочитала все домашние, а затем и библиотечные книги.

Несколько лет назад родители Луизы переехали жить в Пестрецы. Много лет подряд проработавший директором школы в Янцеварах, Николай Николаевич Шаров, с легкостью преодолевая путь, до сих пор продолжает преподавать в своей родной школе. А Луиза живет и работает в Казани, часто навещает своих родителей, привозит и своих друзей. Псевдоним Янсуар говорит сам за себя - нежная поэтическая душа девушки хочет, чтобы её малая родина, деревушка Янцевары Пестречинского района, всегда была рядом с ней, грела её. Ведь все мы родом из детства.

- Луиза, как ты думаешь - поэтами рождаются или становятся?

- Думаю, все-таки рождаются. То есть, чутье, дар к слову - это от природы. Также, как и человек, не имеющий слуха, не чувствующий гармонию, не становится первоклассным музыкантом, так и человек, не чувствующий внутреннего ритма стихотворения, его фактуры, не становится поэтом. Настоящим поэтом. Не просто стихотворцем. Это разные вещи. Остальное же - техника, мастерство - они приходят постепенно.

Я начала писать в 12-13 лет. До этого вообще не думала, что когда-либо буду писать. Правда, интересовалась книгами, литературой всегда. Мне всегда выписывали кучу детских изданий, покупали книги. Много книг. Все, что я хотела, просила - всё покупали. Вообще, атмосфера в доме была «книжная». Я очень благодарна родителям, своим бабушкам и дедушкам: у нас была отличная домашняя библиотека, все в доме читали, горячо обсуждали прочитанное, всегда интересовались книжными новинками, всегда были в курсе культурных событий, происходящих в республике, мире. Бабушка с маминой стороны очень хорошо поет, с детства в доме звучали песни Салиха Сайдаша, Рустама Яхина, Сары Садыковой, Мансура Музаффарова и других.

- Научная работа и поэзия - это две разные вещи? Или это можно как-то совмещать? Как ты пришла в науку?

- Ну, в моем случае нельзя, наверное, сказать, что две разные. Я кандидат филологических наук. Поэзия - это же часть той же самой филологии. Вообще, для меня это - единое поле, целостное пространство. Меня всегда интересовало не только то, какие есть тексты, но и то, как они создаются, интересовала архитектоника, поэтика текста. Интересовал насущный для филологии, тем более, для татарской филологии вопрос автора, создателя литературного произведения. Интересовал и продолжает интересовать вопрос пространства и времени создания произведения, преломление судеб литераторов (и не только) в определенном контексте времени и пространства. Интересовалась всем этим я еще в школе. Так что, наверное, неудивительно, что все-таки я оказалась в аспирантуре.

- Почему ты выбрала именно эту тему «Образ-символ «Корабль» в татарской поэзии? Кто оказал влияние на данный выбор? Какой-то поэт данной эпохи, какое-то конкретное стихотворение? Расскажи, как писала кандидатскую диссертацию, процесс работы. Сколько книг «перелопатила», что нового узнала для себя?

- Семиотика - символы, культурные и языковые коды - мне это было очень интересно. Эта тема тогда просто витала в воздухе, и мы с Резедой Кадыровной, моим научным руководителем, ее «схватили». Резеда Кадыровна Ганиева - это удивительный ученый, который чувствует литературу как воздух, которым дышит. И еще одно ценное ее качество - она чувствует новое, еще неизведанное, неисследованное. Также она очень хорошо чувствует, какое направление возьмут студенты, пишущие у нее дипломные работы, курсовые, в дальнейшем. Вот и со мной она, похоже, почувствовала. Почувствовала, что мне интересны истоки, первичная семантика и видоизменение тех символов, которые едины для всех литератур. Образ-символ «корабль» является именно такой семиологической категорией. Начиная с первых мифов, преданий человечества до наших дней она сохраняет свою семантику, свой смысловой посыл и, как объект научного исследования, очень интересен.

Годы аспирантуры и работы над диссертацией - самые плодотворные и в творческом плане (я много писала: стихи, статьи, была попытка прозы), и в плане саморазвития (читала запоем, и то, что необходимо для научной работы, и то, что просто интересно, хотя, часто это совпадало).

- У тебя есть свое стихотворение с образом корабля?

- Нет. Но такие стихотворения есть у многих татарских, русских, зарубежных поэтов. В целом, восприятие этого образа-символа в разных литературах очень схожее. У нас образ-символ «корабль» был закреплен в начале ХХ века Дардмандом, именно он дал национальное прочтение образа в эпоху «бурь и потрясений».

- Что тебе дала кандидатская работа? Почему прекратила педагогическую деятельность? Какие планы на будущее в научном плане? Есть ли какие-то разработки в этом направлении, есть ли вообще желание продолжать научную деятельность?

- Я никогда не ставила себе цели: вот сейчас напишу кандидатскую, потом докторскую, получу звание доцента, а потом… Аспирантура, диссертация - это был такой естественный выбор, потому что нравилось. Нравилось копаться, находить что-то новое.

После аспирантуры преподавала. Было очень интересно. Но было сложно совмещать две работы, поэтому пришлось оставить преподавание. Хотя вполне возможно, что в будущем я вернусь к этому. Преподавать мне нравится.

Сейчас я полностью погружена в «Ялкын». Это единственный подростковый журнал в республике, издающийся на татарском языке. Журнал нового формата. Он очень яркий, интересный, у него великолепная энергетика. В Пестрецах, я знаю, журнал выписывают.

Вот такая она - обычная и совсем необычная девушка по имени Луиза Янсуар. Личность нежная, но сильная одновременно. Хочется пожелать Луизе, чтобы море её творчества никогда не иссякло, а её «кораблю» - семь футов под килем!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса