Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Имам-хатыб казанской мечети хазрат рассказал о халяльном заработке

Правда ли, что богатому сложнее попасть в рай?

Почему запрещено ростовщичество в исламе? Допустимы ли страхование, депозиты, аукционы, кешбэк, завышение цены? Правда ли, что богатому сложнее попасть в рай? На эти и другие вопросы ответил имам-хатыб казанской мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин.

Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

— Рустам хазрат, что такое деньги в исламе?

— Деньги — это средство для достижения целей. Деньги должны быть в руках, а не в сердце, чтобы человек мог в любой момент расстаться с ними и ни в коем разе не сожалеть об этом. Деньги должны приносить благо в этом мире и в ином. Если деньги приносят благо только в этом мире, то нет в них блага. Посмотрите на множество зажиточных семей, где дети просто спускают, разбазаривают наследство, потому что не умеют и не знают, как зарабатывать.

Еще раз, деньги — средство для достижения целей: купить одежду, помочь нуждающейся бабушке, подарить жене цветы. Пусть Всевышний каждой семье даст благодать в деньгах. Кому-то 100 тысяч может не хватать, кому-то может хватить и 10 тысяч.

— Почему шариат запрещает ростовщичество?

— Мы должны понять, что такое ростовщичество. Когда родной брат занимает у вас «до получки», вы даете ему 10 тысяч, а вернуть просите уже 11, эта одиннадцатая тысяча уже ростовщичество.

Если вы хотите заработать, заработайте не на воздухе, а в реальности. Например, ваш друг хочет купить золото, продать его через год и чуть-чуть заработать на этой разнице. Вы можете выступить спонсором, а итоговую прибыль поделить. Оба заинтересованы, оба рискуют: золото может подорожать, а может — нет.

Когда мы пытаемся заработать на воздухе, загнать человека в угол и состричь с него деньги, ислам говорит, что так нельзя. Должно быть честно, справедливо и понятно.

— В исламе разное отношение к бедным и богатым?

— Всегда были бедные и богатые. Во времена Пророка, мир ему, бедные спросили его: «Богатые отдают закят, строят колодцы и сады, раздают финики. Они попадут в рай — а мы?» Пророк ответил: «После намаза возьмите четки и по 33 раза прочтите “Субханалла“, “Альхамдулиллях“ и “Аллаху акбар“». Бедные начали это делать, чем привлекли внимание богатых. Когда богатые спросили у них, зачем они это делают, те ответили, что за это будет награда. Богатые тоже стали это делать, но бедняки возмутились: «Пророк, это же несправедливо!» Пророк ответил: «Богатый человек, пока не ответит перед Создателем за каждую копейку, не зайдет в рай».

У бедного меньше имущества, и ему меньше отвечать. Поэтому бедные раньше попадут в рай, чем богатые. В исламе есть обязательная традиция — закят. Когда человек достигает определенного уровня богатства, у него начинают копиться деньги. Когда эти деньги достигают нисаба (сейчас — около полумиллиона рублей), то через год он со своих накоплений должен отдать нуждающимся очистительную милостыню, то есть закят.

Один богатый человек спросил меня про закят, и я объяснил ему, что он составляет 1/40 от накоплений. Человек посчитал на калькуляторе и сказал: «Нет, это много». Всевышний видит нуждающихся, сирот, бабушек, которые в одиночку воспитывают внуков. Через богатых людей он им помогает. Некоторые спрашивают: «Почему я должен отдавать? Я же сам заработал. Это мой бизнес». Но если бы Всевышний не дал тебе зрение, слух, разум, был бы этот бизнес твоим?

— Можно ли хвалиться своим достатком?

— Помните изречение Пророка о том, что когда правая рука дает, левая не должна об этом знать? У нас сейчас сразу делают селфи: «Я помог соседу, я мечеть построил». Нет, это должно быть скрыто. Во времена наших родителей на пороге мечети стояла обувь, и деньги складывали туда. Никто не знал, кто их положил.

Пророк говорит: «Как только мы похвастались и начали этим гордиться, с этого момента награды нет». Это понятие — «рия», показуха. Говорится, что в Судный день приведут одного из богатейших людей, который строил мосты, дороги, мечети, медресе, и Всевышний спросит у него, зачем он это делал. Он скажет: «Ради лика Твоего». Тогда ангелы скажут, что это обман — он делал это, чтобы его восхваляли. «Чего ты хотел, то получил. Иди в ад», — скажет Всевышний.

— Можно ли пользоваться вкладами?

— Если мы говорим о простом проценте, то есть я положил деньги и каждый месяц копится процент, то по шариату этот процент запрещен.

Но есть множество других возможностей. Например, купить акции и получать с них дивиденды. Что такое акции? Я вложился в чей-то бизнес, стал его соучредителем. Если у них есть прибыль, они выплачивают, если нет — не выплачивают. Мы вместе рискуем. Но нужно обращать внимание, какие это акции. Акции алкогольного производства или свинофермы покупать нельзя.

Копить деньги можно и нужно, у человека должен быть запас. Бабушки копят на похороны, кто-то — на хадж. Хадж стоит огромных денег, и возникает вопрос, отдавать ли закят с этих накоплений. Да, отдавать.

— Что делать, если у меня уже открыт вклад с процентами?

— Допустим, вы не знали, что нельзя просто так хранить деньги на счету и копить проценты. Все идет через банк. В Татарстане множество халяльных карт и счетов, где не капают проценты. Но даже если вы получили эти проценты, их нужно отдать. За это не будет награды, но и греха за это не будет. Для денег, которые вы бережете, найдите халяльные возможности накопления, например те же акции. Сейчас мир меняется, и банки предлагают халяльные возможности, есть исламский банкинг.

Сейчас разрабатывают даже страхование, потому что у автолюбителей возникает вопрос, куда деваются деньги, которые они платят каждый год. По исламу так нельзя — если ты заплатил деньги, они должны там храниться, копиться и приносить пользу. Страхование в чистом виде, в котором оно есть сейчас в России, исламу чуть-чуть не понятно. Мы отдали деньги — и все. А если не было аварии? Если не было перелома? Нам же ничего в таком случае не возместят. Ислам говорит, что так нельзя. Если ты отдал деньги, значит, ты учредитель страховой организации и должен получить с этого дивиденды. Компания не просто собирает деньги со всех автолюбителей или спортсменов и зарабатывает на этом.

— Когда кешбэк харам, а когда халяль?

— Это тяжелый вопрос. Если магазин обещает подарки за покупки — это прекрасно. Но если банк говорит, что за те же покупки вам начислится процент, уже возникает вопрос.

— Такие акции, как «три пары обуви по цене двух» — это харам?

— Это маркетинг и реклама. Все равно магазин заберет с нас деньги за все три пары. Человек, который думает, что на этом сэкономит, — хорошо, дай Бог, чтобы он сэкономил. В целом это, конечно, допустимо, но как взрослые люди мы должны понимать, что мы платим за все три пары.

— Расточительность в исламе порицается?

— С подобным вопросом подошли к Пророку: если человек любит красиво одеваться — это, наверное, показуха? По словам Пророка, если у человека есть на то возможность, то это не показуха. Всевышний красив, и он любит красивое.

Если человек покупает дорогой смартфон, лишая денег свою семью, влезая в кредиты, — это неправильно. Но если он покупает, имея на то возможности, это допустимо.

— До появления исламского банкинга многие мусульмане пользовались светским кредитованием. Будет ли за это наказание?

— Всевышний милостивый и милосердный. Даже если мы согрешили, понимая, что кредит — это грех, но раскаялись и теперь не лезем в кредиты, тогда Всевышний нас простит. Сейчас на территории России есть возможность брать халяльные кредиты, совершать халяльные финансовые операции, у человека есть выбор между допустимым и недопустимым. Поэтому за обычный кредит он может получить грех. Муфтий Татарстана сказал, что исламский банкинг чуть-чуть дороже, но идет конкуренция. Многие банки поняли, что мусульман в России много и что такой банкинг востребован. Чем больше банков зайдет в халяльный сектор, тем дешевле станет этот продукт.

На данный момент, если у человека есть нехаляльный кредит, я бы посоветовал обратиться в «халяльные окна» в банках, чтобы сделать рефинансирование. Тогда вы сможете ответить, представ перед Всевышним.

— Оставлять залог, например, для бронирования стола — это халяль?

— Залог — это понятие гарантии. Современный мир настолько изменился, что слово человека ничего не стоит. Вам могут что-то пообещать, но на рынке и покупатель, и продавец рискуют. Если человек оставляет залог и получает определенные гарантии, это допустимо. Если этот залог потом не возвращается, это будет уже недопустимо. Залог – это гарантия: да, я куплю. Но если мы обоюдно передумали, значит, заложенные деньги принадлежат тому, кто этот залог оставил. Их нужно вернуть.

— Аукционы по шариату запрещены?

— Помните, как в Казани пропал цемент и цены на него выросли? Или на гречку? Бизнесмены входят в сговор и делают так искусственно. Это греховно. Если в аукционе участвуют для того, чтобы просто задрать цену, — это грех. В своем чистом виде аукцион допустим.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: национальная политика