Как вышивка стала терапией и миссией для жительницы села Кряш-Серда
Проработав 20 лет учителем в местной школе, она нашла новое призвание
Фото: © Зухра Галимуллина / «Пестрецы-информ»
В эпоху быстрой моды и массмаркета есть места, где время течет иначе. Где платье шьют не за час на фабрике, а за неделю - с душой и молитвой. Где главный тренд - это традиция, а самый ценный аксессуар - память, вышитая крестиком и тамбурным швом. История Ольги Семёновой из села Кряш-Серда - это история о том, как любовь к своим корням может стать делом всей жизни и сшить воедино прошлое, настоящее и будущее.
В небольшом селе Кряш-Серда жизнь Ольги Семёновой похожа на яркое, многоцветное полотно, вытканное из верности своей малой родине, большой семьи и бесконечного творчества. Здесь она родилась, отсюда уезжала в Казань учиться на бухгалтера, сюда же вернулась, чтобы создать семью и вырастить четырёх сыновей. Проработав 20 лет учителем в местной школе, она нашла новое призвание - быть хранительницей культурного кода своего народа, кряшен.
Сегодня Ольга Дмитриевна - художественный руководитель местного Дома культуры. Но её главная мастерская - это дом, полный ниток, тканей и любви. Её главный инструмент - не компьютер, а игла.
«Шить и вязать нас научила мама. Вечерами мы сидели, вышивали», - вспоминает она свои детские вечера.
Фото: © Зухра Галимуллина / «Пестрецы-информ»
Это не было хобби - это была жизнь, естественная и прекрасная. Сначала - занавески, потом - игрушки для детей. А затем пришло желание сшить первую рубашку для младшего сына в традиционном кряшенском стиле.
«Я не помню, где взяла выкройки. Наверное, где-то раздобыла, сшила. Потом это понравилось», - с улыбкой рассказывает мастерица. Так начался путь, который из простого увлечения превратился в миссию.
Ольга Дмитриевна не просто копирует старинные образцы. Она вдыхает в них новую жизнь, творчески переосмысливая. Соседка-бабушка помогла с первой выкройкой, а дальше пошло-поехало: платья, фартуки, головные уборы. Теперь в её гардеробе и гардеробе её близких - десятки уникальных нарядов.
Её костюмы - не музейные экспонаты. Они живут полной жизнью: в них ходят на Пасху собирать яйца, в них побеждают на конкурсах, в них… венчаются. Для своей невестки Ольга Дмитриевна создала настоящее свадебное чудо - бордовое венчальное платье, традиционное украшение на шею «тамакса» и изящный головной убор «сурэкэ».
«В этих платьях очень удобно, - уверяет она. - Ничто не мешает работать, ходить, жить. Они простые и очень удобные, в отличие от многих современных «навороченных» нарядов».
На вопрос о том, трудно ли совмещать основную работу с вышивкой, Ольга Дмитриевна отвечает просто:
«Нет. Основная работа - это вышивание, как бы работа для души».
Для неё это состояние потока, медитация и отдушина.
«Сижу, и всё забывается. Как будто живёшь с этой вышивкой».
Фото: © Зухра Галимуллина / «Пестрецы-информ»
Но за этим умиротворением стоит огромный труд. Это кропотливая работа, требующая огромного терпения и мастерства. На создание одного костюма может уйти от полутора дней до недели - всё зависит от настроения и желания поскорее увидеть результат.
Ольга Дмитриевна не только создаёт сама, но и щедро делится знаниями: проводит мастер-классы для детей в школе и ДК, показывая им азы тамбурной вышивки. Её главная тревога и одновременно главная мотивация - не дать угаснуть традиции.
«Никогда не надо забывать наши традиции, дела наших бабушек и дедушек. Надо передать это из поколения в поколение. Пройдут года, всё забудется, и никто не сможет этим заниматься. Чтобы не забыть - начните. Никогда не поздно начинать».
Фото: © Зухра Галимуллина / «Пестрецы-информ»
Её слова - не нотация, а приглашение. Приглашение взять в руки иглу, почувствовать тепло ткани и стать ещё одной ниточкой в крепком, красивом полотне народной памяти.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia