Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Корреспондент редакции пообщалась с педагогом-ветераном Ленино-Кокушкинской школы

Кто из нас не помнит строчки известной и всеми любимой песни «Школьные годы чудесные» ?! Чем же они запоминаются каждому из нас? Об этом мы вспоминали вместе с педагогом-ветераном Ленино-Кокушкинской школы Рамизой Мустафовной Махмутовой.

- Рамиза Мустафовна, вы ведь в Ленино-Кокушкинскую школу приехали где-то в начале семидесятых? ...

- Если точнее, то в 1971 году. Школа на тот момент считалась одной из лучших в районе. Директор Флюн Гусамутдинович Гусамутдинов в то время подбирал в нее кадры. Так я и попала сюда.

- Каким было наполнение внутренней школьной жизни тогда?

- Говорят, как год начнешь, таким он и будет. Придерживаясь этого правила, каждый раз начиная новый учебный год, мы по традиции торжественно, в праздничной атмосфере устраивали прием первоклассников в наше школьное сообщество. Выпускники дарили ребятишкам подарки, провожали до класса. Первая линейка – это как старт. И очень приятно, что этот обычай сохранился до сих пор. Ведь первый день – он самый главный.
Вообще внеклассная работа в нашей школе тогда велась, образно говоря, «на широкую ногу». Наверняка кто-то до сих пор еще помнит прием в октябрята. В праздничной обстановке принимали в пионеры. Обычно это происходило в музее В.И.Ленина 19 мая. Своя особая форма приема была в ряды комсомола. Нередко его приурочивали на день рождения комсомола – 29 октября. Каждый вторник в классах проводилась политинформация. Помимо этого, устраивались встречи с ветеранами войны, проводились военно-патриотическая игра «Зарница», различные походы, лыжные вылазки на 23 февраля, осуществлялось шефство над ветеранами. Каждый класс был закреплен за конкретным участником Великой Отечественной войны и когда нужно было помочь, приходили к нему. Копали огород, ходили в магазин, выполняли мелкие поручения. Ветераны же приходили в школу на встречи, рассказывали школьникам о своей жизни, о том, как им приходилось на войне, о борьбе с фашизмом. Все это было «кирпичиками», элементами воспитания, что давало возможность воспитывать в детях чувство любви к родине, к родному краю, уважения к родителям, старшим. У нас была налажена очень тесная связь с музеем. Постоянно были там на экскурсиях, проводили различные мероприятия. Активно сотрудничали и с директором музея Джамилей Ишмуратовой и с экскурсоводами. У нас же в школе существовал и свой хороший музей имени М.А.Ульяновой, где был собран огромный материл. Велась большая переписка с учащимися большинства республик Советского Союза и даже из-за рубежа.
А как не сказать о трудовых десантах! По осени ученики помогали местному хозяйству в сборе картошки. Никто не отлынивал, не жаловался! Могу много раз сказать: только труд воспитывает человека, закаляет, нацеливает. А сама атмосфера! Как была вкусна печеная картошка на поле! Невозможно забыть эти сентябрьские дни трудового десанта. Словом, школьная жизнь в ту пору была насыщенной, пропитанной динамичной атмосферой и очень интересной. Будучи организатором внеклассной и внешкольной работы, я посвящала этим вопросам большую часть своего времени. В 1981 году я даже побывала в Артеке, где приняла участие в двухнедельном Всесоюзном семинаре пионервожатых. Делилась своим опытом работы с пионерами и многое, конечно, взяла себе на вооружение.

- Но вы же еще и преподавали…

- Да, в свое время я окончила Аксубаевское педучилище, позднее поступила в Казани в университет на историко-филологический факультет. Первые тринадцать лет я проработала в Шалинской школе. И строила свою работу так, чтобы не только научить ребенка склонять падежи и сделать анализ стихотворения, но и заставить его размышлять, задуматься над прочитанным, изученным. Поэтому, обучая предмет, всегда параллельно ставила и воспитательные цели. Тем более, когда даешь уроки русского языка и литературы. Здесь ведь какое произведение русской классики ни возьми, каждое чему-то учит, призывает к размышлению, заставляет думать, задаваться вопросом.
Я на это делала акцент, когда поработала и в монгольской школе. Это был интересный период в моей жизни. С 1983 по 1986 годы я преподавала в школе города Мурен Хупсугульского аймака Монголии. В классах у них было по 40-42 ученика. За три года мы по-настоящему сдружились. Монголы – очень хороший, приветливый, добрый народ. Они называли меня Римма бакша (по-монгольски – апа-учитель). Я ввела у них кабинетную систему, им это очень понравилось. Учителя приходили ко мне на открытые уроки. Помню както давала открытый урок в сельской местности. Начала. Бросила невольно взгляд на класс и присутствующих. Вижу директор школы сидит с хмурым выражением лица, всем своим видом проявляя недовольство. Но чем дальше я раскрывала тему, тем больше изменялось это выражение. Появилась заинтересованность. А позже, когда урок закончился, сказал: «Вот это да! Какой живой урок!»
Когда закончился мой контракт, домой нас провожали всей школой (из России там работало 3 педагога). А моя ученица Наратуя подарила мне на память офорт, сделанный ею самой. Я до сих пор храню его. Потом с ребятами мы еще долгие годы переписывались. Они мне присылали такие добрые, теплые письма, причем писали на русском языке. Кстати, у них во всех аймаках в то время русский язык считался одним из главных иностранных языков. И вот как-то показываю одно из таких писем здешнему учителю иностранного языка и говорю: «А ваши ученики смогут написать примерно такое же письмо на английском языке?» «Вряд ли», - покачав головой, ответила она.
Я вспоминаю, как ребята ходили за мной и просили: «Учи нас эта песня, бакши апа!» Им очень нравились русские песни. В этих примерах я вижу не только огромное желание монгольских ребятишек изучать язык. Но важно другое. Значит, мы сумели своим отношением, позицией, взглядами и, конечно, воспитанием увлечь этих ребят стремиться изучать русский язык, что позволяло им расширить свой кругозор, знакомиться с миром ближе. Ведь мало ввести предмет в школе, как обязательную дисциплину, нужно, чтобы его захотели изучать. Одна из учениц этой школы, кстати, приехала потом учиться в казанский институт. Побывала у нас, посетила музей.
Поэтому, думаю, постулат - «Эффективность качества обучения в школе зависит прежде всего от воспитания», остается актуальным и на сегодня.
Хочу сказать, что школа должна быть для ребенка «домом». Нужно, чтобы ему хотелось идти в свой класс, «пропадать» там. Тогда и будут школьные годы чудесными.

- Вы школе посвятили почти пятьдесят лет. Это практически вся сознательная жизнь…

- Иногда на встречах со своими бывшими коллегами в шутку говорим, что мы обеспечили хорошими кадрами район и не только. Наши выпускники везде. Достойно представляют ее во всех отраслях. Кстати, мой первый выпуск был в 1976 году. А одна из моих бывших учениц – Зимфира Гильметдинова, позднее работавшая в одной из казанских газет, написавшая материал в год моего 80-летия сказала: «В моей судьбе, в формировании моего характера, взглядах на жизнь, в том, кем я смогла стать, - сыграла большую роль Рамиза Мустафовна». Эти слова, пожалуй, лучшая награда для учителя. И сейчас, как я раньше говорила про своих учеников, у которых я была классным руководителем - «мои» приезжают, посещают, не забывают.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

4

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса