Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

О чудесах урожайности и тонкостях заготовок на зиму рассказывает Галия Галеева

Профессор Галеев и его жена родом из деревни – он из Альметьевского района, она из Оренбургской области.

Научный подход главы семьи и женская интуиция его супруги создали образцовое хозяйство и своеобразные методы заготовок на зиму.

Ринат Харисович и Галия Шакировна Галеевы, внук Ранель с урожаем 2011 года. / Фото из семейного архива

ХОД КОНЕМ

Тридцать три года назад в деревне Конь завел хозяйство основатель трансплантологии в Татарстане профессор, доктор медицинских наук Ринат Галеев. Начало посадок по времени почти совпало с моментом первой пересадки почки в 1991 году. Как всегда и во всем, известного врача и ученого поддержала в огородном начинании жена, по специальности рентген-лаборант, Галия Галеева.

Ринат Галеев (из книги «Большой души человек. Хирургия и судьба профессора Галеева»): «Россию от голодной смерти всегда спасала картошка – я сам это видел в послевоенные годы. Когда началась перестройка, нам год зарплату не платили, я приехал сюда, вспахал землю, посадил картошку. Теперь меня называют «профессором картошки» потому, что умею картошку сажать, выращивать. Да и остальные культуры тоже. Больше нигде человек не может так отдохнуть душой, как на земле. Я в ворота дачи захожу и сразу отключаюсь от внешнего мира».

Постепенно на участке в 25 соток построили дом, сарай, баню, провели трубы до озера, чтобы качать воду для полива, поставили теплицы. Разводили все виды овощей. Изначально посадили яблони, вишню, смородину, виноград.

– Работа на земле была объединяющим общесемейным делом, – вспоминает Галия Шакировна. – Огород пахал трактор. Картошку сажали, окучивали и выкапывали все вместе. Это была традиция. Даже когда дети выросли и у них появились свои дела, свои семьи, сажать и копать картошку они приезжали обязательно.

Грядки для овощей делали длинными – в 40 шагов. И узкими – не больше 50 сантиметров. На такой грядке прекрасно растут лук, морковь, их удобно полоть, не надо далеко тянуться. Можно даже встать над грядкой и полоть сверху. Вскоре вся деревня стала делать такие грядки.

НЕБЫВАЛЫЙ УРОЖАЙ

– Я посадила семена тыквы, на пакетике было написано «плод до 3 кг», а у меня выросла – не поднять. В деревне таких тыкв никогда не вырастало, – рассказывает Галия Шакировна. – Меня спрашивали, в чем секрет такого урожая. А никакого секрета нет. Должна быть любовь к земле, любовь к живому. Я каждый приезд смотрю и радуюсь – вот появились первые два листочка, вот появились цветы, вот завязались плоды. Любое растение требует человеческого тепла. Если забудешь про него – начинает чахнуть. Рината спрашивали соседи: «Почему у тебя так много таких крупных помидоров?». Он отвечал: «Пока помидоры подвязываю или прищипываю пасынки – я им пою».

Конечно, дело было не только в душевном контакте с растениями, но и в скрупулезном соблюдении агротехнологии. Профессор даже сделал шаблон для посадки картошки квадратно-гнездовым способом, чтобы расстояние между клубнями было ровно 70 сантиметров. Картофельные ряды были идеально ровными не только по длине и ширине, но и по диагонали. Окучивали поначалу вручную, потом сделали ручной плуг. Когда появился мотоблок, все стало еще проще. Собирали урожая по 20 мешков, много раздавали. Мелочь соседи собирали для скота. Также раздавали морковь, свеклу, тыквы, кабачки, яблоки.

КАК СОХРАНИТЬ ВЫРАЩЕННОЕ

Профессор Галеев и его жена родом из деревни – он из Альметьевского района, она из Оренбургской области. Так что основы сохранения урожая им были известны с детства. В доме оборудовали добротный подпол. Впоследствии в гараже в Казани также сделали погреб, где хранили заготовки и овощи. Яблоки заворачивали в бумагу и складывали в деревянные ящики – они сохранялись до марта. Из яблок делали компот, варенье, джемы, пюре, замораживали начинку для пирога. Также компот делали из вишни и винограда. Из смородины – варенье и желе.

Тыквы издавна в деревне хранили дома под кроватями – полы достаточно холодные. В городской квартире Галия Шакировна хранила их на балконе до наступления холодов, потом переносила в прихожую. Они также доживали до марта.

– Итог тыквенной эпопеи – это пирог с тыквой. Он нравится всем. Гости говорят, что мои пироги вкусные, потому что я в них вкладываю душу. Причем нет точного рецепта. Спрашивают часто – сколько чего ты брала? На глаз, сколько рука возьмет. Один нюанс. Тыкву для пирога нарезаю кубиками, чуть присаливаю и кладу в дуршлаг, чтобы вода стекла, иначе пирог будет водянистый. Когда вода стечет – смешиваю с рисом и посыпаю сахаром.

АССОРТИ ПО-ГАЛЕЕВСКИ

Кабачки традиционно перерабатывают на кабачковую икру. Но у Галии Галеевой есть еще один способ. Мелкие «молочные» кабачки (до 10 сантиметров) хозяйка маринует. Даже чистить не надо – кожура тонкая. Более крупные кабачки можно нарезать по 2 сантиметра. Любит делать ассорти: в банку кладется кабачок, патиссон до 5 сантиметров, помидоры, огурцы, чеснок головками, болгарский перец. Открываешь одну банку, а у тебя есть все на любой вкус.

– Маринованное удобно тем, что можно хранить при комнатной температуре, так что оно всегда под рукой, – поясняет Галия Галеева. – Солености требуют погреба, их приносим раз в неделю, ставим в холодильник. Огурцы, которые солишь в холодной воде, получаются как бочковые. Капусту также солю – с яблоками, с луком, с укропом. Один из учеников профессора приезжал из Тольятти и все время спрашивал: «А капуста есть?».

Примечательно, что последние 20 лет Галия Шакировна в маринад из приправ ничего не кладет, кроме лаврового листа, гвоздики, перца горошком, чеснока. Ей кажется, что зелень типа укропа, кориандра, листьев хрена особого вкуса не дает. Маринад у нее получается такой, что его весь выпивают из банок.

– Разносолов и варений, бывало, заготавливали до 150 банок. Я много делала томатного сока. Пропускала через соковыжималку. Но жмых не выбрасывала, а выдавливала мякоть через марлю и добавляла в сок. Сок немного присаливала, чуть-чуть добавляла сахар, кипятила и в стерильные банки разливала. Томатный сок особенно пользовался успехом по субботам после традиционной лыжной прогулки. Дети обожали маринованные огурцы. До сих пор, когда я еду к сыну Наилю в Волгоград, где он возглавляет Центр трансплантологии, я везу с собой маринованные огурцы.

Овощей хватало до лета. Салаты из свеклы и моркови считались перекусом между серьезной едой, всегда стояли в холодильнике.

– Интересно, что изобилие овощей снижало потребление мяса, – удивляется Галия Галеева. – Хотя мясо было в меню обязательно – и первое, и второе. Но если я картошку потушила с мясом, то все равно доставались какие-то солености, капуста квашеная. Пока все перепробуешь, много мяса съесть уже затруднительно.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса