О пестречинском художнике и фронтовике из села Черемышево Сергее Лывине
Представляем биографию мастера лирического пейзажа
В мастерской мастера Сергея Лывина. / Из архива Пестречинского краеведческого музея
«В его произведениях нашла поэтическое отражение природа республики, запечатленная в разные времена года», – отметила исследователь творчества советских художников Татарии Светлана Червонная.
Но эта поэзия особым образом смотрится на фоне бурных десятилетий середины XX века, которые тоже отразились в биографии нашего героя – кавалера трех боевых орденов – двух Красной звезды и Славы III степени – и одного мирного – «Знак почета», заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, лауреата Государственной премии ТАССР имени Габдуллы Тукая.
Сергей Осипович родился 29 сентября 1923 года в селе Черемышево ныне Пестречинского района. До 1920 года село было центром Черемышской волости, в нем проживало на то время около тысячи человек, работал поташный завод, земская школа. Казанско-Богородицкая церковь, построенная в 1741 году и являющаяся памятником архитектуры, известна тем, что в ней венчались родители В. И. Ульянова-Ленина, а сам он отбывал свою первую ссылку в деревне этой же волости – Кокушкино.
Черемышево. Работа Сергея Лывина. / Из архива Пестречинского краеведческого музея
Трудно сказать, как у сельского юноши зародилась мечта стать художником, но в 1939 году он поступил в Казанское художественное училище, одно из старейших художественных учебных заведений России, основанное в 1895 году как филиал Императорской Академии художеств и известное такими именами своих выпускников как Александр Григорьев и Николай Фешин. Видимо, у Сергея Лывина было не только желание и способности, но и соответствующая подготовка.
В январе 1942 года с третьего курса Сергей ушел на фронт. Было ему 18 лет. Пройдя обучение, сержант Лывин в июне 1942 года получил назначение в оперативный отдел штаба 5 артиллерийской дивизии Резерва Главного Командования. Сначала он был писарем-чертежником, затем завделопроизводством. Принимал участие в оборонительных боях под Воронежем, при форсировании Дона был ранен.
Артиллерийская дивизия прорыва включала в себя самое мощное вооружение Красной Армии, в том числе «сталинские кувалды» – гаубицы 203 миллиметра с массой бетонобойного снаряда 146 килограммов. Но, чтобы это грозное оружие не стреляло «по кустам», разрабатывается план артиллерийского наступления или обороны с ориентирами, временем переноса огня и множеством других деталей.
За работу в штабе теперь уже старший сержант Лывин награжден медалью «За боевые заслуги» и двумя орденами Красной Звезды. Вот как описывают его работу наградные листы:
«В период оборонительных и наступательных боев проявил себя напористым и смелым воином. Попадая под неоднократные бомбежки, всегда обеспечивал командование дивизии технически отработанными схемами и картами».
«Дела в отделении находятся в образцовом порядке»
«Отрабатывал схематические документы по операциям в р-не Поныри, Севска, Калинковичи (прим. ред. – это Курская дуга) и неоднократно выезжал с опергруппой, где участвовал в разработке операции, за что имел ряд благодарностей в приказах и денежных премий от командования дивизии».
«Работая по техническому оформлению документации, почти не уделял времени для сна с 4 по 28 июня (прим. ред. – подготовка к операции «Багратион», разгрому немецкой группы армий «Центр» в Белоруссии). За это время был отработан ряд документов и карт по управлению огнем дивизии в очень сжатые сроки».
Боевой путь старший сержант Лывин закончил в Берлине. В представлении к Ордену Славы III степени дата подвига указана 2 мая 1945 года – последний день боев. Описания подвига нет. Остается только догадываться, что там могло произойти, когда последние группы гитлеровцев пытались вырваться из столицы Третьего Рейха.
В 1945 году Сергей Лывин вернулся в Казань и продолжил учебу. В 1947 году окончил Казанское художественное училище. Работал художником Татарского творческо-производственного комбината Худфонда СССР. В 1952 году принят в Союз художников.
Художник быстро нашел свою тему в искусстве. В 1959 году в Государственном музее ТАССР проведена его первая персональная выставка. В 1960–1970- е годы он стал ведущим пейзажистом республики. В его работах сочетались два начала: панорамность и размах пейзажей-картин ("На просторах Татарии", "Межколхозная ГЭС", "Поля бавлинские"), и мягкость, лиризм и пастельность в небольших работах ("В марте", "Приближение весны").
В дальнейшем художник обратился к созданию пейзажных серий, первая из которых – «Архитектурные памятники Казани». В 1960-е годы он писал в поездках по нефтяным районам: «Дорога Бавлы-Бугульма», «В Бавлах», «Нефтяной край», «У буровой».
С середины 1960-х годов Сергей Лывин уже признанный мастер. В 1965-1980 годах он неоднократно избирается заместителем председателя правления Союза художников Татарской АССР.
Для нас особенно ценны работы, запечатлевшие красоту родного края художника – нашего района. Кроме единичных картин есть серия пейзажей «Места первой ссылки В.И. Ленина в Кокушкино» (1968- 1969), посвященная 100-летию со дня рождения Ленина. В нее вошли работы, отражающие современный характер Кокушкино, и абстрактные пейзажи, передающие настроения надежды, тревоги и печали, которыми мог жить Володя Ульянов в год своей первой ссылки.
Выделяются две работы, привлекающие своей поэтической настроенностью: «Кокушкино. Усадьба» – весь пейзаж буквально пронизан серебристым сиянием, где сквозь прозрачные кроны деревьев и последние пятна серого снега проглядывает матовая зелень ранней весны и «В лугах Черемышева», наполненная солнечным теплом и светом, свежей и сияющей весенней зеленью, на фоне которой выделяется фигурка жеребенка и небольшой церквушкой на холме. Художник использует пастельную гамму и мягкие формы, чтобы создать атмосферу нежности и красоты.
А.Н. Минаев, старший научный сотрудник ГМИИ РТ, отмечает: «Сергей Лывин обладал способностью поэтического преображения природы, изображая родные и близкие ему с детства мотивы, раскрывая посредством живописи их красоту. Словно с птичьего полета наблюдает художник пестречинскую землю – перепады скошенной нивы, убегающие к горизонту холмы, небольшие речушки с их вечным движением, солнечные блики на воде, тишину наступающих сумерек». Речь идет о пейзажах «У ручейка», «Озимые», «Перед дождем», «Деревенька».
Живопись зимних пейзажей построена на тончайших, едва уловимых нюансах белого и серебристого цвета. Весенние пейзажи художник пишет насыщенными красками и мягкими линиями, чтобы передать красоту и прелесть весеннего момента – первую зелень леса, тонкие веточки ивы, усыпанные золотыми почками, прозрачную свежесть весенних вод («Весенняя песня», «Майский вечерок», «Весна идет», «Весенний ручей», «Первая зелень»).
Серия "Здесь песни пел свои Тукай" создана к 90-летию поэта. Названия многих картин взяты из его произведений: "Заката лучи золотые", "Среди наступившей тишины", "Мая звонкое цветение". За эти масштабные серии произведений художник был удостоен звания лауреата республиканской Государственной премии ТАССР имени Габдуллы Тукая.
Понять художника помогают чувства, которые вызывают его картины у зрителей – как маститых художников, так и обычных людей, посетителей выставок.
«Я всегда восхищаюсь вашим умением понять природу и умением передать свои чувства, рассказать о них в ваших пейзажах». (И. Бобрович, член Союза журналистов СССР, художник).
«Ваши пейзажи такие простые, но вместе с тем в них столько любви к природе, к нашему родному краю». (Р. Файзуллина)
«В каждом лывинском пейзаже огромный настрой на поэзию Тукая». (Народный художник ТАССР)
«С какой силой русский сын воспел родину народного татарского поэта». (А. Тырыгин)
«Природа всегда красива в любой своей простоте. Порой мы об этом забываем и ищем места «красивые», оригинальные, выделяющиеся, но забываем о красоте скромных небольших уголков нашей родины. Полюбить и понять это помогают пейзажи С. О. Лывина». (Х. Муратшин)
«Это большой мастер, человек очень теплой души, который выражает свои чувства с большой тонкостью и умением». (Научный сотрудник Московского института народного хозяйства имени Плеханова Н. Алексеева)
«Очень приятно встречаться с удивительно лиричными работами художника-поэта, как бы укрытыми утренней росой пейзажами родного края». (Художник Кульпин)
«Мало нас осталось из тех, кто вместе начинал путь художника. Часть из них погибла, часть ушла от художества. Но нас всех роднит этот порыв к пониманию тонкости окружающей нас природы. Жду от тебя новых хороших картин. Пусть и среди наших друзей будет свой Левитан». (Алексей Рубцов)
Материалы предоставлены Пестречинским краеведческим музеем и Государственным музеем изобразительных искусств Татарстана. Использованы документы, раскрытые Министерством обороны РФ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа