Отвечает психолог: как бороться с буллингом в школе?
Рекомендации взрослым по проблеме школьного буллинга
Травля в школе – сложная и тяжелая тема. Многие знают это явление под названием "буллинг".
Буллингу подвергаются в первую очередь те, кто не может дать отпор, кто слабее физически или не вписывается в общую систему. Это могут быть дети из более бедных семей с особенностями в поведении и внешности: недостаточно внешне привлекательные, закрытые и необщительные, слишком умные или наоборот – дети с более низким интеллектом.
Сталкиваясь с буллингом, взрослые часто совершают типичные ошибки. И эти ошибки усугубляют ситуацию.
Что категорически нельзя делать взрослым?
Ждать, что само пройдет. К сожалению, не пройдет. Моральные ориентиры и правила, заданные взрослыми, многие дети игнорируют.
Подмена понятий. Часто травлю путают с непопулярностью в классе. И страшно то, что происходит это сознательно. Конечно, любить кого-то никто не обязан, но вот травить - нельзя. А буллинг это всегда про насилие.
Индивидуальная работа с психологом одного из участников буллинга. Преодолеть травлю путем индивидуальной работы вряд ли получится. Травля - это застревание всего коллектива. Работать надо со всеми в целом.
Наказание агрессора. Родители жертв часто практикуют тактику запугивания, и это может сработать. Возможно, к конкретному человеку буллер больше не будет проявлять агрессию. Но, во-первых, это может и не помочь. Во-вторых, даже если того ребенка агрессор трогать не будет, он тут же выберет себе другую жертву.
Хвалить жертву. Многие учителя показательно хвалят ребенка-жертву перед всем классом, думая, что так школьника перестанут травить. Но это ошибочное мнение. Со временем все достоинства жертвы в глазах группы, которая захвачена азартом травли, будут превращены в недостатки. (Выиграл олимпиаду - ботаник. Помог кому-то -подлиза).
Давить на жалость. "Ну как тебе не жаль его, он и так слабенький"…Пытаться вызвать у агрессоров сочувствие к жертве бесполезно. Напротив, это укрепит его позицию сильного. И потом, чувство жалости очень обижает, унижает и подкрепляет беспомощность ребёнка. Результат - низкая самооценка.
Принимать правила игры. Обычно такое поведение одобряют родители: "Дай ему в ответ, чтобы не повадно было", " Не обращай внимания и все пройдет!". В этих фразах ребенок слышит: "Я тебе ничем не помогу. Не показывай чувства, которые у тебя внутри". Таким образом самые близкие люди, родители лишают ребёнка чувства защищенности и опоры на всю жизнь.
Убрать из коллектива жертву или агрессора. Коллектив уже болен, и по минувшему опыту дети выберут другую жертву, либо тут же появится новый агрессор.
Как правильно помочь ребенку?
Назвать явление. Пока не назвать своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит. Родителю необходимо объективно оценить ситуацию, и поговорить с учителем. Если учитель не включается в проблему, необходимо воздействовать через директора или других руководителей учреждения. Вы вправе требовать от школы обеспечения эмоциональной безопасности вашего ребенка. На этом этапе учитель должен поговорить с классом, в которой происходит травля и НАЗВАТЬ явление группе.
Дети не осознают, что именно делают, у них в голове это называется "мы его дразним" или "мы так играем" или "мы его не любим". Они должны узнать от взрослого, что эти действия называются вот так, и это - недопустимо. С детьми постарше можно посмотреть и обсудить "Повелителя мух" или "Чучело". С маленькими -"Гадкого утенка".
Результат не будет прочным, если дети просто прогнутся под формальные требования учителя. Задача - вывести класс из азарта насилия в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.
Сформулировать позитивные правила. Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. "У нас не выясняет отношения кулаками, не оскорбляют друг друга, не смотрят спокойно, если двое дерутся - их разнимают".
Очень важно, чтобы взрослый, который взялся разруливать ситуацию, не бросал класс. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем
помочь.
Необходимо, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя в классе, быть полезным и ценным в ней. Через праздники, конкурсы, олимпиады, походы, игры на командообразование и многое другое.
Подведем итоги. Как же пресечь школьную травлю и что стоит делать в ситуации, когда она уже началась?
Задача родителя – добиться гласности, обозначить проблему перед педагогом и директором.
Задача учителя – так построить работу с классом с первых дней, чтобы коллектив ощущал себя культурной группой, в которой есть безопасность и нет условий для возникновения травли.
Если вы хотите задать психологу вопрос личного характера, то пишите ей в директ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа