Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
Общество

Повествование о нашем коллеге-корреспонденте газеты «Вперед»

Война и мир Федора Губочкина

Наш герой отказался от положенной брони, пошел добровольцем на фронт, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, был ранен под Синявино. Его дальнейший путь – освобождение Прибалтики, борьба с противниками новой власти в Румынии, 40 лет труда на благо Пестречинского района.

Федор Губочкин скромно говорил, что не совершал на войне ничего «особо геройского» – просто честно выполнял свой долг. Но его ордена и медали красноречивее любых слов. После еще одного пребывания в госпитале лейтенант Губочкин прошел курсы усовершенствования командного состава и получил под свое командование взвод автоматчиков 171 стрелкового полка 182 стрелковой дивизии. В феврале 1944 года дивизия в составе 2 Прибалтийского фронта преследовала отступающего от Старой Руссы противника и в марте форсировала реку Великая, захватила Стрежневский плацдарм, отбросив карателей Латвийского легиона СС.

– Была весна, – вспоминал впоследствии Губочкин. – Река разлилась и отрезала нас от своих товарищей. У нас не было питания, и боеприпасы кончились. Смельчаки переплывали реку, и если им удавалось, то в термосах приносили пищу, патроны. Но многие погибали от пуль и от холодной воды.

8 апреля 182 сд заняла село Печане, при отражении контратаки противника лейтенант Губочкин был контужен, но остался в строю. А в редкие часы затишья в блиндаже произошло событие, которое он считал главным в жизни.

– В период передышки между атаками фашистов в блиндаже состоялось заседание партбюро, меня приняли в члены КПСС, – рассказывает Федор Губочкин в своей автобиографии. – Многие из нас, каждый час смотря в глаза смерти, стремились по глубокому убеждению связать свою жизнь с ленинской партией. Место в ее рядах мы выстрадали и завоевали своей кровью.

Читаю сухие строки наградного листа:

«13 июля 1944 года лейтенант Губочкин, возглавив атаку взвода, первым ворвался в немецкие траншеи у деревни Горовые. 19 июля, будучи раненым, не покинул поле боя. Достоин ордена Красной Звезды».

А вот как рассказывает об этом бое статья «Награды боевые» из газеты «Вперед» за 1980 год: «В тот день 2-й батальон 171-го полка, уйдя далеко вперед, потерял связь с основными силами. С наступлением темноты комполка отправил взвод Губочкина на поиски. Вышли к предполагаемым позициям – и с ходу прыгнули в траншею... прямо к немцам. Их было вчетверо больше. Не давая фашистам опомниться, бойцы бросились в рукопашную. Фашисты, видимо, решили, что за нами идут основные силы, и начали отступать».

– Когда немцы поняли, как нас мало, они пошли в атаку, но из траншеи нас выкурить не смогли, - вспоминает Ф. Г. Губочкин. – Тогда открыли ураганный огонь из пушек и минометов. От взвода осталось только 9 человек, но они стояли насмерть всю ночь. На рассвете подошло подкрепление, началось наступление по всему нашему фронту.

О своем первом ордене Красной Звезды Губочкин узнал в госпитале из письма матери. А вручили награду только в 1948-м в Пестречинском военкомате.

Вторым орденом Красной звезды лейтенант Губочкин награжден по совокупности боев и ранений при прорыве блокады Ленинграда, на плацдарме на реке Великая и при занятии населенного пункта в Латвийской ССР 19 июля 1944 г.

После инфаркта в 1976 году Федор Гаврилович оставил пост председателя райплана, но, как и прежде, стремился быть полезным партии и Родине. Боевой характер не позволил ему остаться в стороне от общественной жизни. В январе 1980 года он пришел в редакцию районной газеты, где проработал до 1985 года.

Став летописцем района, Губочкин в очерке «Первый председатель» (11 ноября 1980 г.) рассказывает о Юсупе Галееве, который от браконьеров, благополучию родников и сбережению водных ресурсов.

«Нужны простейшие дешевые запруды по руслам рек, чтобы поднять воду, оживить все родники, – анализирует ситуацию Губочкин. – Ставили плотины на Меше наши отцы, имея лишь лопаты да лошадей. Но это был настоящий праздник, в котором участвовала вся деревня».

С горечью писал он и о «диком» отдыхе в лесах: «…к вечеру лес плачет: кругом помятая трава, поломанные кусты, непотушенные костры, битые бутылки».

Но главное – его твердая убежденность: «Все мы хотим видеть наш район богатым, красивым, благоустроенным. А это счастье куется своими руками!». 

Возвращаясь к нашей воображаемой встрече к Федором Гавриловичем. О чем бы я еще хотел расспросить ветерана?

– А где вы встретили Победу?

– Я два года воевал в Прибалтике, а Победу встретил в Бухаресте!

Разрывная пуля в бедро вынудила лейтенанта Губочкина пролежать в госпитале 5 месяцев, а в январе 1945 года он назначен командиром пулеметного взвода 26 мотострелкового полка знаменитого 19 танкового корпуса, отличившегося при штурме Перекопа и взятии Севастополя.

– Снова Прибалтика. Немцы сопротивлялись отчаянно, неистово контратаковали, корпус не выходил из боев до апреля 1945, – рассказывает Ф.Г. Губочкин. – В апреле нас направили в Бухарест в состав Южной группы войск маршала Толбухина. Мы добивали отдельные немецкие группировки, остатки банд генерала Антонеску.

– Как приняли наши войска румыны? Они ведь всю войну были союзниками Германии.

– В Румынии население встречало доброжелательно. Обращались «пан офицер». Старались угостить домашней едой. Но жили они очень бедно.

19 танковый корпус размещался в городах Бухарест и Джуджу. Противник оставался тот же, только переодевшийся в гражданскую одежду. Король Румынии Михай, глава правительства Рэдеску, буржуазно-помещичьи партии Манну и Братиану готовились организовать мятеж, чтобы сохранить в Румынии господство буржуазии.

– Наш корпус помогал румынским коммунистам и социал-демократам громить реакционные группировки, вылавливать и изолировать враждебные элементы. Мы с новой Румынской армией помогали правительству Петру Гроза устанавливать народную власть. Двухлетняя борьба унесла еще много жизней моих товарищей. Наших бойцов враги убивали из-за угла, на улицах, в поездах. Невидимый враг был очень коварен. Об этом не писали много в газетах, но кто после Победы служил в Восточной Германии, Румынии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии и Югославии, никогда не забудут, что за новую жизнь в этих странах погибло и покалечено много солдат и офицеров Советской армии. Мир и безопасность мы почувствовали только в 1947 году.

В мирной жизни фронтовика и коммуниста быстро забрали в райком, он занимал ответственные должности, в основном связанные с сельским хозяйством и колхозным строительством. Ф.Г. Губочкин дожил до ноября 2007 года. Но свое послание потомкам он оставил еще 17 февраля 1975 года.

«Я воевать пошел добровольно. В настоящее время майор запаса первой категории. Если понадобится, я готов в любую минуту выступить на защиту нашей любимой Родины.

Почти 30 лет я выполнял волю партии и работал там, куда меня направлял райком КПСС. Неоднократно избирался в руководящие партийные и советские органы.

Ребята, вы живете в счастливое мирное время. Учитесь настойчиво и терпеливо и никогда не забывайте, что этот мир завоеван кровью миллионов советских людей. Помните о них, подражайте им, учитесь у них. Они достойны памяти вечной».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса