Психолог объяснила, почему дети делают глупые ошибки на экзаменах
Основной причиной таких провалов является тревожность
Семейный психолог-психотерапевт Анастасия Кардиакос в интервью «Радио 1» объяснила, почему дети, хорошо знающие материал, часто делают необъяснимые ошибки на пробных экзаменах. По словам специалиста, многие родители и учителя списывают это на неусидчивость или недостаточную подготовку, однако настоящая причина часто кроется не в знаниях, а в состоянии нервной системы.
Основной причиной таких провалов является экзаменационная тревожность, которая запускает в организме древний механизм «бей, беги или замри». В таком состоянии ученик буквально не может ясно мыслить — его главной целью становится скорейшее избавление от стрессовой ситуации, что и приводит к торопливости и невнимательности.
Особенно ярко это проявляется у подростков с СДВГ, чьи трудности с концентрацией и импульсивностью в обычных условиях компенсируются, но под давлением экзаменационного стресса выходят на первый план. Аналогичная ситуация наблюдается при легкой форме дислексии, когда в состоянии цейтнота нарушается способность «дофантазировать» текст при чтении, что приводит к грубым ошибкам в понимании заданий.
Парадоксальным образом к похожим результатам приводит и перфекционизм — установка «я должен сдать на 100 баллов» создает такое сильное напряжение, что психика включает защитный механизм в виде своеобразного «саботажа», когда ребенок стремится быстрее получить хоть какой-то результат, лишь бы избавиться от мучительного ожидания.
Как отметила психолог, дополнительным фактором давления становится присутствие социума — в отличие от спокойной атмосферы занятий с репетитором или родителем, на пробном экзамене школьники подсознательно стремятся быстрее «расправиться» с заданиями, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia