Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
Общество

Рустам хазрат Хайруллин рассказал о похоронах у мусульман

«Не читайте джаназа-намаз в морге, проявите уважение к умершему»

Как проходят мусульманские похороны? Зачем нужен ляхат? Как устраивать поминки? Правда ли, что имамы носят саван на голове? На эти и другие вопросы ответил имам-хатыб казанской мечети «Гаиля» Рустам хазрат Хайруллин.

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Мы обязаны похоронить человека в день смерти»

— Что такое смерть для мусульманина?

— Это определенное подведение итогов нашей жизни в этом мире. В этом мире испытаний каждый из нас, хотим мы или не хотим, веруем или не веруем, проходит экзамен от Всевышнего. Последний момент – это, конечно, самый тяжелый момент.

Будучи материалистами, мы с вами видим: произошла авария, оборвался тромб, случился инфаркт. Но на самом деле настал момент, когда человек переходит из этого мира в мир вечный и предстает перед самим Создателем.

— Почему важно похоронить человека в день его смерти?

— Один из первых принципов: быстрее предать человека земле, чтобы его душа нашла успокоение и попала в рай. Поэтому у нас принято хоронить в тот же день.

Очень часто задают вопрос: «Хазрат, от какого дня считать 3, 7, 40 дней, годовщину – со дня похорон или со дня смерти?» У мусульман день похорон и день смерти – это один день. То есть человек сегодня умер, сегодня был предан земле, сегодня вошел в ляхат и ушел к Всевышнему.

Мы и Духовное управление мусульман Татарстана уже несколько раз обращались в Министерство здравоохранения и другие органы, чтобы тело умершего быстрее отдавали родным.

Если человек наблюдался, если он уже глубоко пожилой, если нет подозрений на насильственную смерть, то мы обязаны как родственники похоронить его в день смерти.

«Хоронить без свидетельства о смерти наказуемо, пусть Всевышний убережет от этого»

— Какие основные этапы похоронного обряда?

— Когда вы видите, что наступает последний момент, наш Пророк учит, что мы должны сидеть рядом, давать пить и напоминать слова таухида (единобожия, – прим.). Эти слова очень важны. Уходя из этого мира, в этот тяжелый момент, человек будет говорить только то, что есть у него в сердце. Если он всю жизнь любил деньги, то он, к сожалению, будет говорить о деньгах. Если он любил Всевышнего, он скажет о Всевышнем. Пророк говорит: тот, кто уйдет со словами таухида, напрямую попадет в рай, он не увидит наказание ада. Потому что в момент смерти невозможно обмануть или сыграть – это самый тяжелый момент.

Зачем давать человеку воду? Пророк говорит, что в этот момент рядом с умирающим сидит дьявол и пытается «купить» его душу – поменять его веру на воду. Поэтому мы не должны давать возможность шайтану обмануть нашего близкого и должны поить его сами.

Когда наступил этот тяжелый момент и мы видим, что душа вышла из тела – а современность позволяет нам даже измерить и сфотографировать душу, она материальна, имеет вес и облик, – наша мусульманская практика говорит, что ангел приходит с саваном из рая, омывает водой зам-зам, оборачивает душу в саван и уносит к Всевышнему. В этот момент мы закрываем умершему глаза, стараемся перевязать рот, если он открывается, зафиксировать руки вдоль тела, чтобы человек был в опрятном виде.

Есть действительность, есть государство, есть врач, у которого мы наблюдаемся. Мы обращаемся к нему и просим, чтобы он выписал справку о смерти. С этой справкой мы имеем право получить в органах ЗАГСа свидетельство о смерти. Получив свидетельство о смерти, государство дает нам разрешение на похороны.

То есть ни одно кладбище, ни одна ритуальная служба не возьмется хоронить тело без свидетельства о смерти – это уголовно наказуемо, пусть Всевышний убережет от этого. Лучше, если отца омоют сыновья или внуки, маму – дочери или внучки. Если мы не умеем – не ходим в мечеть, не присутствуем на занятиях, не изучаем это, – то можно обратиться в мечеть, пригласить тех, кто омоет и почитает. При этом близкие могут присутствовать и помогать с омовением. Мальчики присутствуют при омовении мужчины, девочки – при омовении женщины. Смена полов здесь недопустима.

После этого тело оборачивается в саван и читается джаназа-намаз. После джаназа-намаза покойного хоронят.

«По непонятным причинам родственники стараются прочитать джаназа-намаз в морге»

— Зачем оборачивают тело в саван?

— Лучше всего, чтобы саван был белого цвета – это символ того, что мы пришли в этот мир без ничего и уйдем из этого мира без ничего.

Мы, имамы, носим на голове чалму. Материал, из которого она свернута, и есть саван. При смерти берется чалма, разматывается, и в нее заворачивается умерший. Тем самым мы, каждый раз надевая чалму, помним, что момент смерти близок и он может настать в любой момент.

У Пророка есть изречение: «Ранее я запрещал вам посещать кладбища, сейчас я разрешаю, чтобы вы вспоминали о разлучнице с этим миром, чтобы помнили о Создателе, меньше грешили и больше совершали благих деяний». Саван напоминает, что мы уйдем из этого мира без ничего.

— Что такое молитва «джаназа»?

— Когда мы были маленькими, наши родители пригласили имама. Он над нами прочитал азан и икамат и должен был прочитать намаз. Но имам не читал намаз – он нарек нас именем. И вот, когда мы уходим из этого мира, над нами читается уже джаназа-намаз того первого азана, который в нашем детстве сказал нам имам.

Джаназа-намаз отличается от других намазов: в нем нет ни земного поклона, ни поясного поклона, он полностью читается стоя. Где же можно читать джаназа-намаз? Это три места: дом, мечеть, кладбище.

Сегодня родственники по непонятным причинам стараются прочитать его в морге. Проявите уважение к умершему. Пророк сказал: если в джаназа-намазе участвуют 20 человек, то покойный попадет в рай. Поэтому договоритесь с имамом, чтобы провести джаназа к полудню, когда в мечети проходит полуденный намаз, чтобы молящиеся – а там их не 20, а больше – тоже поучаствовали. Такие есть тонкости.

Конечно, джаназа-намаз читает имам. Имам перед этим спрашивает, есть ли у умершего долги. Пока человек не завершит свои дела в этом мире, не отдаст долги, он не сможет войти в рай. Здесь мы, дети, должны обязательно помочь, если вдруг знаем, что мама у кого-то взяла ложку или соль и забыла или не успела вернуть.

В нашем ханафитском мазхабе есть правило. Если вдруг человек наложил на себя руки, то сам имам не становится читать джаназа – читает один из его помощников. Тем самым показывается, что человек согрешил, чтобы мы никогда подобного не делали и берегли свою жизнь, какой бы тяжелой ни была жизненная ситуация. Всевышний рядом с нами, он видит и любит нас, поэтому всегда можно обратиться к нему. Вы никогда не останетесь в этом мире одни.

«Нет греха в том, чтобы хоронить в закрытых гробах»

— Какой должна быть могила?

— Глубина могилы регламентируется по-разному, но самое первое: кладбище – это территория тишины. Наш любимый Пророк сказал: снимайте свои сандалии, заходя на кладбище. Понятно, что в наших географических условиях мы не можем зайти туда босиком, но Пророк не это имел в виду. Это значит, чтобы мы не шумели на кладбище.

Заходя на кладбище, мы всегда приветствуем тех, кто там лежит. Действительно, по мусульманскому преданию, они нас слышат. Придет время, и мы присоединимся к ним.

Кто копает могилу? Мы очень рады, что во многих местах сохранились традиция, что могилу копают все близкие, друзья и соседи. К сожалению, в мегаполисах мы эту традицию потеряли, и здесь нанимаются копатели. Они уже знают глубину могилы.

Сейчас кладбище – это охраняемая территория, но в древности она не была ограждена и животные могли причинить вред умершему. Глубина могилы связана с этим. Мы можем видеть, что в некоторых селах копают почти на два метра. Более распространено, наверное, чтобы яма была по грудь, то есть метра полтора.

В могиле делается выемка в сторону Каабы, она называется «ляхат». Иногда бывает так, что из-за песчаника люди не могут сделать выемку. Они стараются поставить упор из досок. Но если сделать выемку невозможно, это не столь проблематично. Можно сделать прямой ляхат, но также все перекрыть, чтобы у человека была «мини-комната». Почему? Пророк говорит, что, когда мы вместе с вами отойдем от кладбища на 40 шагов, к душе умершего придут ангелы Мункар и Накир, они сажают душу. Выемка позволяет душе сесть и нести ответ перед ангелами. Мы молимся, чтобы наш близкий смог ответить на их вопросы.

После того как мы положили тело, мы поворачиваем его в сторону Каабы. Усопший связан у головы и у ног, здесь мы его распутываем, но не открываем. Сверху тело закрываем досками, но есть еще села, где сохранилась традиция перекрывать необожженными кирпичами. В Средней Азии или в арабском мире мы можем увидеть, что там делают небольшой лаз внутри – так делают ляхат.

— Когда мусульманина можно похоронить в гробу?

— В любом случае бывают исключения, специфические случаи, когда хоронят не все тело или останки в полугробах. В том, чтобы хоронить в закрытом виде, греха нет. 

«Если вам тяжело материально собрать родственников в кафе, откажитесь от этого»

— Что делать после похорон?

— Когда похороны прошли, имам прочитал джаназа, все ушли домой, наш любимейший Пророк сказал: три дня соседи должны кормить того, у кого траур, – три дня мы ухаживаем за своим соседом в трауре. Если заехать в мусульманские села, там двери и ворота бывают открыты не только в доме покойного, но и у соседей. Каждый сосед говорит: «У тебя горе, не готовь кушать, приходи ко мне, мы накормим тебя».

Сегодня, когда у человека горе, мы еще вынуждаем его встретить, накормить. Уважаемые соседи, давайте вернемся к нашей традиции и постараемся, вне зависимости от веры и национальности, накормить соседа в трауре. Если приехали родственники издалека, пусть один сосед накормит троих-четверых, другой еще троих-четверых, третий – еще, чтобы облегчить боль потери.

— Почему принято собирать гостей за столом после похорон?

— Иногда спрашивают: «Хазрат, мы заказали кафе, давайте там почитаем». Есть, наверное, подобная традиция, но взята она, скорее всего, не из мусульманской традиции, а от соседних конфессий.

К сожалению, бывает так, что нет возможности накормить. Осталась вдова с тремя маленькими детьми, ей тяжело, она и так без кормильца, а теперь она должна уйти в долги, чтобы исполнить «традицию». Но это не традиция ислама. Если мы причиняем вред тому, кто похоронил своего близкого человека, у кого горе и беда, то грош нам цена.

В подобных вещах, как наш народ говорит, протягивай ноги по одеялу. Если собрать родственников в кафе не причинит вам вреда, можете сделать это. Если вам тяжело это материально, то лучше отказаться от этого.

У нас есть следующие традиции: собрать родственников на «три дня», «семь дней», «сорок дней», и эти традиции в зависимости от наших корней могут меняться. Допустим, кто-то приглашает на «три дня» только мужчин, кто-то только женщин. Здесь мы должны посмотреть, как сложилась традиция у нашего рода. Если есть традиция приглашать на «семь дней» только мужчин или не собирать никого, а прийти в мечеть, положить садака, помолиться за ушедшего из этого мира – пожалуйста, можете делать это. В каждом случае ислам дает свободу выбора, чтобы человеку не было морально и физически тяжело. Всевышний в Коране говорит: «Я не возлагаю на вас то, что вы не можете делать».

Но если вы все равно хотите провести «три дня», пригласите имама, он почитает. «Хазрат, нам сказали, что нельзя выходить из дома покойного 40 дней» — подобных традиций у нас, конечно, нет. Но есть традиция, что 40 дней мы молимся.

Если вы не знаете, что читать, может прочитать хазрат, но если вы сын или дочь, знаете маленькую молитву – почитайте и помолитесь. Это будет намного лучше. В конце пригласите имама, он уже все правильно почитает.

«Поминки могут быть поводом для встреч»

— Нужно ли устраивать поминки?

— Мы с вами живем в такое время, когда мы все куда-то спешим. Мы не можем нажать на паузу, и у нас нет времени даже собраться с близкими, друзьями, родственниками. Поэтому я всегда советую находить разные поводы и хотя бы раз в год собраться с близкими у себя дома, в квартире, пригласить имама, аксакалов, молодежь, собрать свой род. В этом месяце здесь, в следующий месяц там.

Поминки могут быть как раз таким поводом. Допустим, в этом году моей маме 3 года [после смерти] или папе 10 лет, давайте мы все на эту дату соберемся у нас. Конечно, открыв Коран, мы не увидим этого – «три дня», «сорок дней», годовщины, – но это наша национальная традиция, которой уже более тысячи лет, и она взята из Корана. Пророк в своем изречении сказал, что лучший из нас – тот, кто кормит, кто здоровается, кто поддерживает родственные связи.

— Надо ли закрывать фотографии и зеркала, когда покойник в доме?

— Наш Пророк сказал: если в доме есть фотографии, то есть изображения живых, допустим, даже календарь, где нарисован дракон, в это помещение не зайдут ангелы. А если не заходят ангелы, заходит дьявол. Поэтому у нас дома в принципе не должны висеть портреты.

Наша традиция – закрывать телевизор, зеркала. Все-таки в советское время было специфическое отношение к этому, может быть, понасмотрелись на египетскую культуру. В этом греховности нет, и, если мама принципиально требует их закрыть, не ругайтесь с мамой, закройте.

«Не ложитесь спать, не написав завещания»

— Какими должны быть могильный камень и ограда?

— Этот вопрос задают очень часто. Я стараюсь ответить на него так: узнайте традиции кладбища, где похоронен ваш близкий человек. Есть кладбища, где не разрешают ставить ограду, так как есть общая ограда; есть кладбища, где не разрешают поставить даже камень, ставят табличку. Есть разные традиции, поэтому нужно обратить на это внимание.

Конечно, есть определенные требования к камню. Часто, когда молодежь только-только становится на путь веры, начинает читать какую-то литературу [, а в ней написано]: «Пророк сказал, что камень не должен быть выше колена». Да, Пророк это сказал, мы нисколько не можем сомневаться в словах Пророка, но наши деды были глубоко верующими людьми, и, если мы посмотрим на старые кладбища, там все камни – метр двадцать. Разве они не знали этого изречения?

Они знали, но у нас есть географическая специфика – снег. Даже когда лег снег, камень должен выступать. Цель камня, сказал Пророк, – не дать наступить на могилку, поскольку это греховно. Поэтому камень даже в зимние времена торчит, показывает, где лежит человек.

Возникнет следующий вопрос. На старых кладбищах камни уходят в землю. Ислам позволяет, если уже невозможно определить, где есть могила, сказав «бисмилля», пройти и попросить прощения у Всевышнего, чтобы не навлечь на себя его гнев за то, что мы беспокоим умерших.

Мы, имамы, часто бываем на кладбище и примерно понимаем, кто где лежит. Очень часто огромный камень родителям ставит тот человек, который при жизни не навещал маму или отца. Мы понимаем, что он психологически пытается раскаяться, как-то сделать маме приятно. Ислам не позволяет ставить огромные камни, не позволяет делать изображения живых на этих камнях. Ислам разрешает написать имя, отчество, годы жизни и, возможно, какое-нибудь доброе слово.

На древних камнях говорится: «Стоящий рядом со мной, помолись за меня, стоящий рядом со мной, не забывай, что и ты так же ляжешь, я тоже ходил по земле, и ты будешь в земле», – то есть такие специфические напоминания.

Если посмотреть на [могилу] выдающегося имама Марджани, который похоронен у нас в Казани, – у него огромный камень. Тогда камни воровали, и, чтобы его камень не украли и по нему не ходили, он завещал поставить себе огромный камень. Сейчас очень модно писать на камне арабской вязью определенные молитвы. Но придет момент, когда мы будем менять этот камень, и эта молитва не должна лежать на земле. Если мы когда-то написали молитву и теперь нужно поменять камень, эту молитву нужно стереть.

— Есть ли понятие завещания в исламе?

— Наш любимый Пророк говорит: «Не ложитесь спать, не написав завещание». Вроде бы – ну что, как это? Слова Всевышнего регламентируют, кому и какие доли отходят после нашей смерти. Будучи собственником имущества, мы имеем право завещать только одну треть. Если придет бабушка в мечеть и скажет: «Я свою квартиру завещаю мечети», – так нельзя. Бабушка может завещать только одну треть, а все остальное уже регламентируется Кораном.

Почему хочу обратить на это чуть-чуть внимания? Потому что мы видим, как после смерти матери или отца родные братья и сестры перестают общаться друг с другом из-за материальных вопросов: «квартира мне или тебе», «больше смотрел или смотрела [за ушедшим]». Мы при жизни должны их решить, чтобы наши дети не ссорились. Многие, чтобы не составлять завещание, уже при жизни переоформляют квартиру, участок, машину и, уходя из этого мира, уверены, что дети не переругаются.

«Можно ли хоронить в костюме?»

— Можно ли оставить в могиле любимые вещи покойного?

— Следующее обращение, наверное, к детям, к близким: с чем мы пришли в этот мир, с тем и уходим. Если мы родились с часами, телефоном, чем-то еще, можете все это покойному положить. Если он родился без часов, без телефона, без одежды, значит, он должен уйти завернутым в саван.

— Почему женщин не пускают на кладбище во время похорон?

— Женщина – это доброта, чистота, мягкосердечность, это хранительница очага. В этот тяжелый момент ей нельзя заходить на кладбище, чтобы она не испытывала эту боль, чтобы ее сердце не зачерствело. Потом, когда похороны прошли, женщина может зайти и попрощаться, потому что она будет убирать, красить, молиться. Все это разрешается, но именно в момент похорон женщине заходить нельзя.

Когда хоронят женщину, вы видели – сверху натягивается простыня или какой-либо материал. Почему? Даже когда женщина уходит из этого мира, не дай Всевышний, откроется какая-то часть ее тела, покажутся его изгибы. Это недопустимо даже во время похорон. Поэтому спускаются самые близкие, и для чужих глаз тело закрывается, а открывается, только когда тела уже не видно.

— Что делать, если человек пропал без вести?

— Конечно, если есть еще шанс, мы молим Всевышнего, чтобы этот человек вернулся. Есть друзья и близкие, которые пропали без вести, я сам молюсь Всевышнему: если они живы, пусть вернутся. Если их уже нет в этом мире, то дай им Всевышний самый великий из раев. Молитесь подобным образом. Даже если мы не видим его могилы, не знаем, где он похоронен и похоронен ли, – в подобных случаях это не имеет значения, Всевышний всегда принимает нашу молитву.

— Как хоронить человека, если нашли только его останки?

— Джаназа не читается, пока мы не будем уверены в смерти или не найдем часть его тела. Допустим, поисковики нашли тело нашего деда, который защищал Родину, прошло уже много лет, и тест ДНК показал, что это действительно его тело. Что делать? Если привезли кости, останки, то мы должны прочитать джаназа-намаз и похоронить эти останки.

— Что делать, если родственник похоронен в братской могиле?

— Что касается братских могил, эксгумация в исламе запрещена. Если прошло не так много времени, например один день, мы можем прийти к могиле и почитать там джаназа-намаз. Если не читалось, но прошло уже 100, 200, 1000 лет, мы за них просто молимся – пусть Всевышний дарует им рай. Эксгумация недопустима, человек должен остаться на своем месте.

— С какими суевериями вы сталкивались во время похорон?

— «Нельзя идти перед покойным, тебя тоже похоронят» – это суеверие. Или, например: «открыли новое кладбище, нельзя туда первым хоронить – весь род умрет». Но мы все умрем, это правда. Мы все уйдем из этого мира и вернемся к Всевышнему.

Иногда обращаются: «Хазрат, мама всегда мерзла, можно мы похороним ее с одеялом?» Или: «Можно мы похороним в костюме?» Все это запрещено. Иногда бывают случаи, когда выходит вода – эту воду надо убрать. Я видел очень хорошую традицию сыпать опилки, они впитывают всю воду. Представьте, что вашего близкого кладут в воду – это очень тяжело. Ислам это не запрещает, но это морально тяжело.

Говорят: «Хазрат, у нас нельзя закапывать, закапывать должны специально нанятые люди». Эти традиции взяты не у нас. Мы, наоборот, проявляем уважение, когда сами закапываем тело своего близкого.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: национальная политика