В селе Кряш-Серда взялись за восстановление уникального архитектурного памятника – часовни
К сакральному камню местные жители всегда относились с благоговением.
Уникальный памятник местные жители подняли с земли своими силами. / Фото Бориса Иванова
Во многих кряшенских селах и по сей день сохранились сакральные места, где стоят небольшие кресты, обвешанные платками и вышитыми платочками или же небольшие часовенки, где можно поставить свечу, на некоторое время отвлечься от суеты и обратить ум к Богу. В небольших селах, особенно там, где нет храма, с самыми сокровенными желаниями люди приходили сюда – просили одарить их детьми, избавить от недугов, дать легкости в преодолении пути перед дальней дорогой. Много лет назад такая часовня стояла и на берегу речки Серда, недалеко от места ее пересечения с Мешей.
– Это было обрядовым местом сел Нижняя Серда и Старая Серда, здесь стояла часовня. Я это хорошо помню, мне было лет девять, мы – сельские мальчишки, поднимались по этой дороге, проходили мимо этой часовни и дальше шли купаться в Мешу. Бабушки, женщины никогда не обходили ее просто так, всегда останавливались, поклонялись, молились, – рассказывает уроженец села Кряш-Серда Борис Иванов.
Он, как и его отец Иван Васильевич, неравнодушен к истории своего народа и родного края. Борис Иванович рассказал нам и о дальнейшей судьбе часовни. В мае 1970 года на месте, где стояла часовня, должно было состоятся большое совещание животноводов со всей республики о содержании коров в летних лагерях. Во время подготовки к этому событию сюда съехались партийные работники колхозов района и застали по меркам того времени «непристойную» картину: к часовне одна за другой приходили женщины и молились. Было принято решение «ликвидировать данное обрядовое место». Каменную часовню высотой чуть более двух метров, на которой со всех сторон высечено изображение креста, а спереди и символический знак – «всевидящее око», демонтировали и оттащили к кладбищу села Кряш-Серда. Святое место с того дня осталось пустым. Но и на новом месте к сакральному камню местные жители всегда относились с благоговением.
«Всевидящее око» символизирует, что за мыслями и поступками человечества всегда наблюдает Бог.
– Со временем кладбище расширилось и этот памятник остался в окружении могил. Люди всегда почитали это место, оставляли монеты, привязывали платки. Спасибо Борису Ивановичу, благодаря ему сейчас памятник культуры вновь встает на ноги. Я думаю, что и люди, которые притащили его сюда, в каком-то смысле уберегли его от разрушений. Время было такое. Они же не выкинули его в овраг, не закопали, не уничтожили, – говорит научный сотрудник музея в селе Кряш-Серда Олег Волков.
По инициативе Бориса Ивановича памятник, который долгие годы пролежал в земле, подняли. Местные жители потратили на это немало сил, потому что все пришлось делать вручную, придумывать специальные механизмы, никакая техника сюда не подъедет. Сейчас они планируют заняться реконструкцией.
– Первым делом получили благословение батюшки. Отколотый уголок закрепим, поставим крест с позолотой, – перечисляет основные работы еще один местный житель Алексей Михайлов.
Борис Иванов (в центре) стал инициаторам возрождения памятника.
– Символ «всевидящее око» до восьмого века в христианстве заменяла икону. Седьмой Вселенский Собор в 787 году признал изображение глаза невидимого Бога не соответствующим каноническим догмам. Далее в церквях и часовнях устанавливались только иконы. «Божье око» и особенности в изображении креста на часовне свидетельствуют, что часовня была построена во времена ранних христиан, – считает местный краевед Борис Иванов.
Настоятель храма святителя Николая в селе Кряш-Серда иерей Димитрий Сизов относит исторический памятник к более позднему периоду.
– Возможно, это надгробное – строение времен Екатерины Великой, в памятнике есть и символ императорской власти. Первоначально он находился на земле помещика. Он требует более детального изучения со стороны специалистов, – отмечает он.
У памятника, несомненно, есть большая история. Как и все артефакты древности, он оставил большой след в истории развития этого края. К нему всегда приходили люди, только и своим существованием он помогал им сохранять свои традиции, обряды, национальные особенности. И сейчас еще может дать пищу для ума целому поколению ученых.
В карте Стрельбицкого 1871 года еще можно найти села, о которых идет речь в тексте.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа