Жительница Пестречинского района Роза Насыбуллина: «Я старалась открыть перспективу ученикам и учителям»
45 лет она работала учителем математики, заведующей методическим кабинетом и методистом РОНО
Роза Насыбуллина страсть к точной науке передала своим ученикам. Ленино-Кокушкинская школа. / Фото из личного архива
Со школьных лет Розе Насыбуллиной пророчили, что она будет учителем, а в институте – что станет заслуженным. Среди учеников Заслуженного работника образования Татарстана Розы Насыбуллиной известные инженеры, учителя, врачи, офицеры, экономисты. За время ее работы методистом число учителей высшей категории в районе выросло с 2 до 78.
ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ЧЕМОДАНА КНИГ
Девочка с детства видела насколько тяжел труд учителя – ее родители Рифкат Авхадеевич и Галия Абдрахмановна работали в школе. И в предыдущих поколениях тоже были учителя, начиная с прадеда – директора земской школы. Роза не хотела становиться педагогом, хотела стать журналистом или агрономом, поступить в «Тимирязевку». Но педагогические способности проявлялись сами собой. Одноклассники просили списать домашку, но девочка предложила другое: давайте решать вместе, я вас научу.
Училась она хорошо, несмотря на то, что была старшей из семерых детей и на ней, кроме этого «выводка цыплят», были еще все домашние заботы – приготовить пищу, прибраться, постирать, подмести двор, нарубить дров. Много приходилось пропускать занятий, если младшие болели, потом наверстывала, читала ночами.
Физмат ей предложил отец, объяснив, что в московских вузах со слабым знанием русского языка шансов нет. Да и в Казани девушке из деревни первые полгода дались огромным трудом: например, вместо «смежные углы» она слышала «снежные». Но потом природные способности и характер взяли свое.
Трудовой путь педагога она начала в 1966 году в Ленино-Кокушкинской школе.
– Приехала с четырьмя фанерными чемоданами, из них три с половиной чемодана книг и чуть-чуть одежды. До сих пор помню, как обхватила обеими руками журнал и иду на свой первый урок с панической мыслью «Что со мной будет?». Но увидела детей, стоя приветствовавших учителя, и успокоилась. С теми детьми из 5 «б» мы до сих дружим и встречаемся – им уже по 70 лет.
«УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ»
Как ни странно, в школе с новой учительницы больше спрашивали за кружок танцев, чем за математику. Но все же постепенно она набирала авторитет именно как профессионал, добросовестно готовилась к урокам, умела увлечь школьников своим предметом.
– Классы у меня все хорошие были! Только два класса попались с проблемами. От одного несколько учителей отказались с формулировкой «Я в зверинце работать не буду!». Послали меня, думали я вернусь в слезах. Но я их к рукам прибрала, всех заставила после уроков оставаться решать контрольные. А потом еще анекдот рассказала с намеком: «Приехал в деревню цирк, выступает укротительница, кладет голову в пасть хищнику. Все вздрагивают – сейчас он ее съест! И мудрый бабай говорит: тигр ее не съест – она восемь лет работала в коррекционной школе!». Смеются! Но намек поняли! Словно сам Аллах мне подсказывал, когда накричать надо, гром и молнии метать, а когда пошутить. Мальчишки еще влюблялись в меня. А кто-то и с золотой медалью из школы вышел.
ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ УЧЕНИКА
Роза Рифкатовна убеждена, что детей надо уважать, относиться к ним серьезно. Учить их добру и открывать перспективу.
В класс пришла добрая и старательная девочка, а по математике «тройка». Учительница поставила ей «четверку», но предупредила, что это «на вырост», и попросила: «Ты уж постарайся!». И ученица, действительно, постаралась – и в учебе, и в жизни – теперь работает в Казани на высоких постах.
– У одной девочки была сложная жизненная ситуация, но она старалась, стала отличницей. И вдруг учитель географии ставит ей «четверку». Я ему прямо сказала: «Ты с ума сошел? У нее в табеле вообще «четверок» нет! Она на медаль идет!». Географ оправдывается: «Я и не знал!». «Это потому, что ты не знаешь своих учеников! Оставь ее после уроков, еще раз спроси и поставь «пять». Она все знает!». Тоже девочка теперь в Казани, строительный закончила, очень хорошо у нее жизнь сложилась.
ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Когда Роза Насыбуллина перешла в РОНО, то поставила себе задачу подготовить больше учителей высшей категории. На тот момент их было в подопечных школах всего два. А когда она уходила на пенсию – 78. Это стало итогом огромной работы, методист терпеливо растила подающих надежды учителей, проводила большое количество семинаров, в том числе республиканского уровня, плотно сотрудничала с Институтом развития образования, приглашала специалистов из университета.
– Учителя у нас очень хорошие, к ним нужен человеческий подход. В нашей профессии мало знаний, еще и душа нужна, и не лениться. А иногда учителя и защитить надо. Ведь и такие ситуации были: я тяну учителя на высшую категорию, а директор и завуч против: «Давайте повременим! У нас с ней отношения сложные!». Я говорю: «Не знаю, как все сложится, может вас снимут, может она уйдет. Но даже уйдет она пусть с высшей категорией!».
ЛУЧШАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Прямой речью:
– У меня не было такого, чтобы я на работу просто приходила и уходила. Каждый день был насыщен чем-то новым, поиском, открытиями.
– Мое кредо было – доброта. И к учителям я относилась подоброму. Старалась поддерживать их. Если даже вижу, что на уроке что-то не получается, подойду к учителю и скажу: «Так нельзя, милая! Давай уж постарайся! Готовься лучше!» Но справки никогда ни на кого не писала – это ничего не дает. И с учителем, и с учениками надо работать на перспективу, чуть-чуть открыть дорогу и поддержать добрым словом. Хорошим отношением и уважением куда больше можно сделать, чем порицанием. –
Наше советское образование было, конечно, самое лучшее. Знания давали крепкие. Современные гадания на ЕГЭ «данет» – это уже не знания. И в высшем образовании система «бакалавриат-магистратура» – это неправильно. Надо возвращаться к единому 5-летнему обучению. Все было в нашей стране. И это пройдет.
Послужной список Р.Р.Насыбуллиной:
1966-1979 годы – учитель математики в Ленино-Кокушкинской школе;
1979-1987годы – воспитатель и учитель в Пестречинской коррекционной школе;
1987-1994 годы – учитель математики в Ленино-Кокушкинской школе;
1994-2001 годы – заведующий методкабинетом в Высокогорском районе;
2001-2013 годы – и.о. заведующего методкабинетом, затем методист в Пестречинском районе.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа