Труд из ребенка делает мастера: 7 принципов воспитания от российско-финского педагога Павла Шмакова
ИА «Татар-информ» поговорило с известным педагогом, который пять лет возглавляет казанскую школу «СОлНЦе» для интеллектуально-увлеченных школьников. Павел Шмаков ответил, почему ровный «четверышник» — это плохо, что утратила российская система образования и как из любого ребенка вырастить мастера.
Российская школа отказывается от трудового воспитания. И это печально
Одна из грустных черт нашей школы — то, что школа потихоньку отказывается от воспитания. Школа как сфера услуг. Школа как место, где дают образование. Образование в некоторых школах дают вполне хорошее, но я бы сказал, что в меньшинстве. От воспитания отказываются почти все. Это неправильно. Когда-то российская школа была хороша, с одной стороны, математикой, с другой стороны, трудовым воспитанием.
Современная школа считает, что воспитанием должны заниматься родители. Родителям, к сожалению, некогда. Есть, конечно, родители, которые занимаются воспитанием, но большинство видит своих детей вечером и в воскресенье. В остальное время они зарабатывают деньги, чтобы было, на что кушать.
Надо бережнее относиться к нашей культуре и в наших условиях делать то, что возможно только у нас. Скажем, в России всегда нормально относились к труду. К тому, чтобы ребенок за собой вымыл пол. Не за всеми, а за собой. У нас сейчас нельзя заставить ребенка вымыть пол. Мы можем попросить, но он имеет право отказаться. Есть такая графа: запрещено применять труд, не предусмотренный школьной программой.
Я понимаю, когда говорят, что детям нельзя мыть унитазы или окна на втором этаже. Но убраться за собой? У нас с этим проблемы. Не предусмотрено, что школьники вытирать с доски за собой — вытирай учитель сам. Ребенок намусорил — убирай уборщица. Это все неправильно, это противоречит духу России. У нас всегда было принято трудиться.
Поход с детьми лучше психологических тренингов
Мы нашли неожиданный вид труда: стали водить детей в походы. Все поступающие в нашу школу должны летом с родителями пройти через поход с одной ночевкой. Мы три года уже ходим в легкие походы вдоль берега Казанки, так, чтобы утром вышли, ночь переночевали, а днем следующего дня вернулись обратно. Мы ходим медленно, это посильная вещь. Идем полчаса, отдыхаем по 15 минут, но по 8 часов ходьбы в день набирается.
Костер, гитара — фантастическое введение в наш интеллектуальный мир в человеческой атмосфере. Детям достаточно одного такого похода, чтобы сдружиться. Это лучше психологического теста, который есть при поступлении во многие школы. Одних суток хватает, чтобы понять ребенка.
Труд — это дополнительная нагрузка любимым делом
Есть такой момент: когда ребенок занимается любимым делом, он не устает. Если ребенок любит читать в восемь лет, он будет читать даже с выключенным светом — возьмет фонарик и будет читать под одеялом. Когда мне было лет шесть, я научился играть в шахматы. Это до сих пор одно из моих любимых дел, а тогда я по воскресеньям часов по восемь без еды, хотя мама пыталась загнать домой и накормить, играл в шахматы с пенсионерами. Я не уставал от этого.
Мы у детей спрашиваем, какой их любимый предмет. И по этому предмету мы их очень сильно нагружаем. Они занимаются этим предметом дополнительно после уроков, ходят в кружки. Дети на это согласны, они сами выбрали. Труд — это дополнительная нагрузка любимым делом. Если нагружать нелюбимым делом, то появляются перегрузки. Если при сильном увлечении ребенку не нравится большая нагрузка, ребенок сам понимает, что это не его дело. Он заменит его на любимое. Это главный принцип обучения в нашей школе: выбираешь любимое (два— три) и берешь дополнительную нагрузку.
Плохо — это не тогда, когда есть «тройки», а когда нет «пятерок»
В российской школе была такая страшная вещь, как «гармоничное развитие». Слова красивые, а к чему это приводило? Слово «троечник» было клеймом. Если ты троечник, ты плохой, учишься некачественно. Но это неправильно. Плохо — это не тогда, когда есть «тройки», а когда нет «пятерок». Когда нет любимого дела, тогда плохо. Ровный «четверышник» — это ужасно. Это человек, который ни в чем не мастер.
Кто уважается в нашей стране? Левша, который блоху подковал. У нас будет уважаться сантехник, который починит любой кран или любой унитаз. Не так важно, кто мастер — профессор физики или сантехник. Ценность мастера — это великая вещь, которую в нашей стране надо всячески поддерживать со школьной скамьи. Если растить ровного «четверышника», то не получится мастера, он сереньким и дальше останется. Дай Бог, если он в чем-то выделиться, но школа его не поддерживала. Хорошо, если родители поддерживали, а если родителям некогда?
Ругать ребенка нельзя, только хвалить. Но за дело
Я считаю, что детей ругать вообще нельзя. Их надо хвалить, но за любое дело. Можно хвалить даже преувеличенно, но только за дело. Не за то, что он милый или за то, что ему пять лет, а за то, что они стишок написал, яму выкопал, ведро вынес, посуду помыл. Ребенку нужна эта гипертрофированная похвала, он будет стараться понравиться маме. Маму ребенок будет любить всегда, даже когда она его по попе хлопает. Ребенку очень нужна материнская любовь, а уж какая она — какая досталась
Чтобы детей понять, надо быть с ними на одной волне. У меня был учитель Александр Наумович Тубельский. Я много что у него услышал, но вот одна из вещей: «В ситуации любого конфликта с ребенком, я буду на стороне ребенка». Я говорю: «А если он неправ?». Он говорит: «Так ребенок же маленький». Это не означает, что ребенок прав, но нужно быть с ним рядом.
Когда взрослый ругает чужих детей, якобы защищая своего, это неправильно. Своего можно, потому что он прости. Ругаться с другими родителями можно, потому что вы на равных. Чужих детей ругать нельзя.
С ребенком надо общаться по-человечески. Если мы ругаемся, мы ругаемся искренне, а не потому, что я хочу показать: «Ты ниже меня».
Все дети разные, поэтому надо учитывать к какому типу они относятся
В серии книг про Гарри Поттера в школе волшебства Хогвартс было четыре факультета. У нас в школе их столько же. Четвертая часть детей — это олимпиадники, те, кто любит решать задачки на скорость, любит быстро соображать, поднимать руку на каждый вопрос. Это определенный стиль человека: они любят быть первыми. Не понятно, хорошо это или плохо, но это так.
Есть второй тип детей, которые способны на сосредоточенную творческую работу. Они, например, могут часами наблюдать за муравейником или разбирать куклы, машинки, чтобы понять, как они устроены.
Третий тип детей: дети, который хорошо учатся. Я считаю, что это не наша категория, но такие дети у нас тоже есть. По-моему, лучше идти в лицей, где это культивируется, но, тем не менее, таких детей у нас тоже много. Четвертый тип детей — это все остальные.
Единая школьная форма — это насилие над личностью
К ребенку надо обращаться индивидуально. Вася отличается от Пети, А Петя отличается от Тагира. Об этом всегда надо помнить. Плюс наша школа отличается от других школ, мы жизнь детей делаем разноцветной. У нас нет обязательной школьной формы.
Ребенок дожжен быть личностью. Он должен одеваться так, как ему удобно и хорошо, но при этом не оскорблять своим видом других людей. Это из серии: «Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Одевать детей в форму — это насилие над личностью.
Мы начинаем занятия не с 1 сентября, а с 14 августа. Это максимально комфортное вхождение в учебный год
Я считаю, что дети должны воспитываться в мире, радости и труде. Этого всего мы и добиваемся. С 14 августа мы уже начали учебный год. На то есть несколько причин. Во-первых, к нам гигантский конкурс, поэтому в августе у нас могут поучиться те, в ком мы сомневаемся. Реальный способ понять, подходят он нам или не подходят, это поучиться. Это не обязательно, на учебу пришло процентов 70 детей. Плюс еще вольнослушатели — школа заполнена. С середины августа и до середины сентября обучение идет по пятидневке, оно начинается в 10 утра. Максимально комфортное вхождение в учебный год. Во-вторых, к 15 сентября, когда начинаются предметные олимпиады, у нас дети в нормальном учебном состоянии.
Спасибо ЕГЭ за то, что дети из сел могут попасть в МГУ
Плюс ЕГЭ — то, что деревенские дети могут поступить в МГУ. Процент иногородних студентов в престижных вузах увеличился.
ЕГЭ еще хорош в тех случаях, когда есть мощное профессиональное сообщество по конкретному предмету. Скажем, математика всегда была сильной в России. ЕГЭ по математике сейчас и в первые годы существования — это небо и земля. Математическое профессиональное сообщество изменило ЕГЭ так, что оно их стало устраивать. Вначале было точно хуже, но по некоторым гуманитарным предметам до сих пор есть странные вопросы типа «Какого цвета были брюки у Вронского?».
Слава Богу вернулось сочинение, а то нам ведь было не надо, есть же тесты. ЕГЭ вводилось когда-то в Америке для слабых школ, а не для талантливых детей. ЕГЭ в первоначальном виде было на зубрежку, теперь в нем есть плюсы.
Обязательных предметов ЕГЭ не должно быть много
Предметов ЕГЭ, с моей точки зрения, не должно быть слишком много. Математика, русский — это понятно. Можно понять, когда вводится иностранный язык, но ведь скоро история появится. Что делать, когда обязательных предметов будет пять — шесть?
Последние два года школы и так полностью уходят на ЕГЭ, на зубрежку. Мы же к ЕГЭ начинаем готовить с пятого — шестого класса. У нас есть вступительные экзамены по математике и по русскому, ребенку же все равно по ним через несколько лет сдавать ЕГЭ. Из-за этого последние 10 —11 классы у нас не целиком выкинуты.
ЕГЭ — это неочевидная вещь для России. Ее просто взяли из Штатов и перенесли сюда. К примеру, в Финляндии нет ЕГЭ. Когда переносят целиком, не думая, это совершенно бестолково.
Увольнять учителей татарского во время учебного года — непедагогично
Пару слов о ситуации, которая была по поводу татарского языка. Мощная Россия. Мы все понимаем, что наша родина великая, мощная, мы знаем, какое у нас оружие, как к нам относятся другие страны. Они побаиваются нас. Что мы имеем в этом вопросе: маленький Татарстан, маленькая республика Коми, маленькая Башкирия и великий русский народ, грозная Генпрокуратура России. Понятно, кто сильнее. Я не говорю, кто прав — это отдельная тема. Поэтому моя позиция была такова, что я однозначно с татарским народом. Хотя бы по той причине, что Татарстан маленький.
Я помню, как в октябре начали увольнять учителей татарского языка. Это было так же плохо, как в 90-х начали увольнять учителей русского, но тогда было медленно и спокойно, а тут увольняли, унижая людей. Меня пригласили на совещание и сказали: «Вы обязаны уволить учителей». Чтобы я увольнял учителей в середине года? В школе если что-то и происходит, то летом все делается: меняются учебные планы и т.д. У нас сплошь и рядом такое неуважение к человеку.
Наша школа оказалась закрытой для конфликта. У нас не было никаких обсуждений, у нас нет жалоб. Если дети у нас не ходили на татарский, то не хотят — не ходят. А большинство ходит. Татарский у нас без домашних заданий, без троек, но с мультиками. Так, чтобы детям было в радость. Те детки, чьи родители запрещали ходить на татарский, снова вернулись на урок. Мы сделали татарский привлекательным, поэтому проблемы обязательности просто нет.
Увольнять учителя посреди года — это просто непедагогично. Это вполне можно было сделать будущим летом или предыдущим. Президент сказал об этом в июле. Я не говорю о том, кто прав в этом конфликте. Это сложная проблема, но нельзя унижать учителя при детях. Это табу.
Я думаю, что в этой ситуации нет прямой воли Президента. Путин — человек очень осторожный и разумный. Если он чего-то хочет, он делает это в течение трех — пяти лет. Скорее всего, есть люди, которые заинтересованы в этой ситуации, а Путину потом приходится иметь с этим дело.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа