Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
Здравоохранение

Медики рассказали, по каким признакам распознать у ребенка аутизм

«Если он тихо сидит в углу – это страшно»

Может ли прививка сделать ребенка аутистом? Почему шумное поведение и активные дети – это замечательно? Как родители должны помогать своему ребенку-аутисту? На эти и другие вопросы ответили специалисты Детской городской больницы №8 Казани.

Врач рассказал, чему и в каком возрасте ребенок должен научиться

Термин «аутизм» придумал швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 году при описании симптома шизофрении. Таким образом он пытался охарактеризовать «уход в себя» у взрослых больных. Психиатр Лео Каннер в 1943 году впервые описал аутизм не как симптом, а как отдельную болезнь ребенка.

Есть три основные сферы симптомов аутизма: восприятие, коммуникация и социализация. Как же проявляется нарушение?

«Дети с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) совсем иначе воспринимают этот мир. Ребенок может любить одно дело и по щелчку переключиться на другое. Если вы обратитесь к нему, то не поймаете взгляд и не получите ответ. И, наконец, такие дети плохо адаптируются в социуме», – объяснила врач-невролог, заведующая отделением для детей старшего возраста детской городской больницы №8 Казани Резеда Шигабутдинова.

Среди факторов риска – генетика. Также влияют стресс, заболевания, употребление алкоголя, никотина и медикаментов родителями во время беременности. Долгое время обсуждался вопрос, связан ли аутизм с прививками. Теория возникла из-за того, что болезнь проявляется в период, когда ребенка активно вакцинируют, – это возраст около одного года. На деле эта гипотеза не имеет оснований.

«Причина не в самих прививках, а в том, что у ребенка уже были особенности развития. Просто вакцина послужила триггером для расстройства», – пояснила врач.

В основном аутизм возникает в возрасте 12-18 месяцев. Медики сетуют: родители приводят к врачу уже трехлетнего ребенка, жалуясь на то, что тот не говорит. Специалист начинает восстанавливать картину развития и приходит к выводу: поводов насторожиться раньше было очень много.

Резеда Шигабутдинова рассказала о том, какие навыки и в каком возрасте ребенок должен освоить.

  • Возраст один месяц – улыбка при виде родителя.

«Улыбка – это первый показатель нормального развития ребенка», – отметила невролог.

  • Два месяца – подъем головы.
  • Два-три месяца – переворот на бок, потом на живот и ближе к пяти-шести месяцам с живота на спину.
  • Четыре месяца – сведение рук по центру перед собой. Тогда же он начинает повторять за матерью звуки.
  • Шесть-восемь месяцев – ребенок должен научиться сидеть, а также складывать звуки в слоги и говорить их нараспев.
  • Девять-десять месяцев – малыш должен встать, держась за опору.
  • Год-год и два месяца – первые шаги. К этому же времени относятся первые слова, точнее сложение двух однотипных слогов: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «да-да», «ням-ням».

«Если есть опоздание хотя бы по одному из критериев – это повод бить тревогу. С ребенком нельзя чего-то ждать. Пусть так называемые сумасшедшие мамаши придут к врачам, а они скажут им, что все хорошо. Лучше так, чем дорога к инвалидности», – подчеркнула специалист.

Отсутствие речи, по словам медика, запускает снижение интеллекта. Таким образом, в пятилетнем возрасте, когда основная масса детей уже читает, эти дети с отклонением не могут правильно одеться и не понимают, что нужно снимать мокрую одежду.

«Радуйтесь, если малыш активен, – это норма, паниковать надо, если ему все неинтересно»

С детьми, имеющими нарушения в развитии, помимо неврологов работают и психологи. Они оценивают когнитивные функции, ощущения ребенка в окружающем мире, его эмоции.

«Дети с аутизмом либо не воспринимают звуки, которые слышат остальные, либо, наоборот, слышат то, что обычный ребенок не заметит. Они не умеют показывать эмоции», – объяснила медицинский психолог первого отделения больницы №8 Алсу Рафикова.

В норме полугодовалые дети реагируют на эмоции родителей: смеются, когда взрослые строят им рожицы, а если те уходят, дети начинают плакать. У ребенка с РАС не бывает эмоций вообще. Зачастую он не отзывается даже на свое имя.

В возрасте года – двух лет у них нет интереса к другим детям. Развивается стереотипия – устойчивое бесцельное повторение движений. Ребенок выбирает одну игрушку и ходит с ней везде, закатывает истерику, если ее отбирают.

«Родители жалуются, что их трехлетний ребенок очень активен. Радуйтесь этому! Это норма. Паниковать надо, если ребенку все неинтересно», – подчеркнула психолог. «Если вы заходите в дом с детьми, а там тихо – это повод задуматься. Даже в том месте, где есть один ребенок, должно быть шумно и весело. Если чадо сидит тихо в углу – это страшно», – добавила невролог Резеда Шигабутдинова.

Симптомы РАС больше заметны у мальчиков, чем у девочек. Врачи затрудняются в объяснении этого явления. Но факт остается фактом: девочки лучше коммуницируют с окружающими. К сожалению, поэтому диагностировать расстройство сложнее.

«Расстройства аутистического спектра могут спровоцировать тревожное и депрессивное расстройства ближе к подростковому возрасту. Коррекция не затрагивает эти аспекты у детей, ибо больше направлена на развитие речи и эмоций. К слову, дети-аутисты страдают и от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, он же СДВГ. Так ребенок испытывает дефицит общения, но и усидеть на месте не может», – рассказала Алсу Рафикова.

«Никогда не ругайтесь при ребенке – ему нужна комфортная среда»

Семья играет очень важную роль в коррекции аутизма. Если родственники отрицают заболевание, то никакого прогресса не будет.

«Родители должны знать обо всем в мире и продумывать все мелочи, ведь дети-аутисты болезненно воспринимают любые изменения. К примеру, в детский сад малыш ходит по одной дороге. Сегодня эту дорогу закрыли на ремонт. Если родитель заранее не объяснит эти перемены, у ребенка случится истерика», – отметила психолог.

Специалисты настоятельно рекомендуют оберегать ребенка с особенностями развития от громких звуков, таких как, например, залп салюта. От звука взрыва у маленького пациента может случиться откат в коррекции, он может потерять навык, создаваемый месяцами. Если вы хотите показать ребенку салют, наденьте ему наушники или беруши. Не показывайте салют близко, ведь яркий свет может оказать негативное воздействие. К слову, треть детей-аутистов больны эпилепсией.

«Улыбайтесь всегда, даже когда настроение плохое. И не ругайтесь при детях. Если конфликта между мамой и папой не избежать, выйдите в другую комнату. Дети хорошо считывают негатив и думают, что ссорятся из-за них», – советует медик.

Если ребенок не обращает внимания на свое имя, осторожно потрогайте его. Так можно научить его отзываться, он привыкнет к связке «имя – тактильное ощущение».

«С этим нужно быть осторожным, ибо некоторым аутистам неприятно даже ощущение одежды. Свитер, который колется, нам носить неприятно, а для них вся одежда – колючий свитер», – сказала психолог.

«Смените школу, если ребенка не принимают, – этим вы его спасете»

Для ребенка-аутиста важно, чтобы окружающая его среда понимала и принимала его таким, какой он есть.

«Детей приводят в школу, чтобы они получили знания. Если аутисту не уделять особое внимание, он ничему не научится. Поэтому лучше отвести ’’особенного’’ ребенка не в обычную школу, а в коррекционный класс. Там мало учеников, специалисты уделяют им должное внимание и имеют опыт работы именно с такими ребятами», – объяснила Резеда Шигабутдинова.

С одной стороны, детей, страдающих аутизмом, ни в коем случае нельзя лишать общества, иначе они замкнутся в себе. С другой стороны, социум не всегда принимает ребенка с аутизмом.

«Если идет травля, поменяйте школу. Вы не измените равнодушного учителя или задиру-одноклассника, а спасти свое чадо вы в силах», – сказала Алсу Рафикова.

Врачи констатируют печальный факт: вылечить аутизм нельзя. Проблемы с коммуникацией будут сопровождать пациента всегда. Например, человек с РАС отправляется на собеседование при трудоустройстве. Он подготовится к нему и скроет свои особенности, но затем будет прорабатывать у психотерапевта разговор с работодателем. Так сложно дается простое общение людям с особенностями развития.

В нашем социуме таких людей немало. Зачастую РАС встречаются в среде художников, айтишников и даже ученых. Они имеют своеобразное преимущество: способный человек с аутистическим расстройством зациклен на чем-то одном, и это помогает ему добиться успеха в своем деле.

«В наши дни детей с диагнозами ‘’аутизм’’ и ‘’РАС’’ становится больше. Вообще их всегда было много, но сегодня на проблему начали обращать большее внимание. Повлиял и интернет – молодые родители читают тематические форумы, пугаются и идут к врачу. Улучшилась диагностика, а также начались исследования природы расстройств», – отметила врач-невролог.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса