«Чтобы молодежь увидела своими глазами»
В селе Кряш. Серда прошел уникальный обряд кряшен – «Корман ашы» («Корман боткасы»). Мы знаем, что и сегодня у кряшен ни одно семейное торжество не обходится без обрядовых напевов и национальных блюд. Из поколения в поколение передаются рассказы о событиях многовековой давности. Радует и то, что песенные, танцевальные традиции и даже элементы старинного уклада жизни присутствуют не только на национальных праздниках, но и в обычной повседневной жизни населения этого села.
Кряшены живут в полной гармонии с природой, так как жили еще их предки. Кряшсердинцы тоже обожествляют природу, череда жизни здесь и сегодня идет по ее законам. Они умеют передавать традиции от старших младшим, и поэтому даже маленькие дети здесь до сих пор знают, как, например, вызывать дождь или заговаривать грозу.
- «Корман ашы» – один из самых древних наших обрядов. Я думаю, он сохранился у нас еще с самого язычества, - говорит научный сотрудник краеведческого музея Олег Волков. – Этот обряд проходит у нас либо в первое, либо во второе воскресенье после Петрова дня. Это своеобразный праздник жертвоприношения, только мы барана не режем. Просто все население села в этот день собирается у родника, каждый приносит крупу, яйцо, масло, соль и мы все вместе варим кашу, делаем омлет. Костер для приготовления этих яств тоже необычный. Сначала на огне сжигаются все полотенца, платки и платочки, которые за год собрались на часовенке. На родник бросаются монеты, около него ставится яйцо. Яйцо – это символ зарождения жизни, наверное, тем самым наши предки желали себе долгой добротной жизни, - рассказывает Олег Александрович.
- У нас в селе была одна уважаемая всеми бабушка, звали ее Александра, она много-много лет, можно сказать, выполняла обязанности священника, пастора, тем самым сохраняла религиозный уклад жизни. Сколько я себя помню, я приходила на родник, где варят эту самую кашу, вместе со своей бабушкой. У меня сохранились только самые добрые и теплые воспоминания об этом обряде, я всегда ощущала себя так, как будто иду на какое-то невероятно важное торжество. Во время выполнения обряда всегда сохраняли покой, все делали не торопясь, царило какое-то умиротворение, во всем здесь есть свой порядок, одно действо сменяется другим: кто первой льет воду в казан, кто ставит воду на огонь, у всех этих действий есть свой сакральный смысл. Потом эту кашу поровну делили на всех, после этого начиналось самое интересное для нас – детей, мы ложками скребли казан, именно там всегда оставалась самая вкусная часть каши. Благодаря тому, что мы сами всегда принимали в таких обрядах участие, теперь у нас есть возможность передать эти добрые традиции следующему поколению. Хочется верить, что и наши дети еще расскажут о них своим детям. Видя, что на этот праздник собирается вся деревня, что специально приезжают дети и внуки односельчан, которые живут в райцентре или в городе, обретаю веру, что у нашего села еще есть будущее, - говорит жительница села Нина Фадеева. И как участница фольклорного ансамбля «Чулпы», и как учитель она делает многое, чтобы эти самые традиции сохранились. - Мы стараемся не пропускать ни одного праздника, соблюдать все традиции и проводить все наши обряды, чтобы молодежь смогла их увидеть своими глазами, сохранить в памяти и передать следующему поколению, - говорит она.
И от них сегодня зависит не много не мало – сохранение и развитие самосознания народа.
Ведь кряшенство - это не только религия, а мироощущение, связанное с традициями и ментальностью.
- Просто покрестившись, кряшеном не станешь, - говорит и краевед Олег Волков.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа