Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Культура

Пестречинцы засветились в большом кино

Кинокартина создавалась в нашем районе в деревне Толкияз

В эти выходные в Пестрецах состоялся закрытый показ фильма «Микулай». На мероприятие приехал режиссер фильма Ильшат Рахимбай, автор пьесы Мансур Гилязев, авторы сценария, актеры массовки из нашего района и другие со участники фильма.
 

«СЕКУНДНУЮ СЦЕНУ СНИМАЛИ ЧЕТЫРЕ ДНЯ»

Наряду с известными московскими актерами в фильме снимались и жители нашего района. Александр Зимуров из деревни Янцевары сыграл роль отца Микулая. Алексадру Михайловичу 85 лет. В 12 лет стал пастухом и так всю жизнь проработал на колхозе, смотрел за лошадьми.

– Я даже не думал, что когда-нибудь снимусь в фильме. Моя роль была проста – сказали сидеть на кровати и не шевелиться, вот я и сидел. Мне очень понравилось быть актером, – улыбается он.

Мамой главного героя стала Ольга Харитонова из деревни Кряш-Серда. Ольга Борисовна 33 года проработала поваром в школьной столовой. Сейчас она одна из солисток в кряшенском народном ансамбле «Чулпы». В свободное время шьет, вышивает, а сейчас в дополнении ко всему вяжет носки для мобилизованных солдат. Ильшату Рахимбаю так понравилось, как она поет, что режиссер попросил ее спеть колыбельную на татарском языке.

– Я слышала разговоры, будто бы придут снимать фильм в нашу соседнюю деревню, но не думала, что тоже там буду сниматься. Меня отобрал режиссер во время кастинга в РДК. Я очень обрадовалась. С восьми утра до восьми вечера я была на съемочной площадке. Мы потратили целых четыре часа, чтобы снять короткую сцену, где вместе с Алексадром Михайловичем сидим на кровати неподвижно. Дом был неотапливаемым, после сьемок болели две недели. Издержки профессии (улыбается). Я из деревни самая первая попала на сьемки, все меня расспрашивали, подшучивали, что я теперь «местная звезда». Мне удалось поговорить и с Виктором Сухоруковым, ему, оказывается, как и мне, 71 год. Он даже гладил меня по рукам, подбадривал, чтобы я не волновалась, – делится Ольга Харитонова.

Одежда, в которой она снималась, досталась ей от матери. У кряшен есть такая традиция – передавать национальную одежду, украшения своим дочерям. Так им удается сохранить свои традиции и культуру. Руководитель народного ансамбля «Чулпы» Айдар Маннапов так же снялся в небольшой роли в фильме.

– Я нес гроб. Но и эту короткую секундную сцену мы снимали целых четыре дня с разных ракурсов. Только во время сье- мок мы три раза п е - реходили Мешу. Это был холодный осенний день , вода проникала в ноги даже через резиновые сапоги. Еще запомнилось, как мы снимали сцену зажжения факела. Сьемки начались в восемь утра, закончились в час ночи. Грелись в палатках с горячим чаем. Когда смотришь фильм, кажется все так легко: вышел, снялся и ушел. На самом деле работа актера очень сложная. Иногда, чтобы снять одну минутную сценку, уходит по несколько часов. Мне понравилось, что режиссер был очень спокойным. Он понимал – мы не профессиональные актеры. Поэтому все доходчиво объяснял, а мы старались выполнить его задачу, – рассказал Айдар Маннапов.

Аккомпаниатору из РДК Динару Шайхутдинову повезло больше всех. В фильме несколько раз его показывали крупным планом. В одном эпизоде он зажигал факел, в другом нес большой крест перед гробом. В отличие от других актеров массовки, Динар уже был знаком с Ильшатом Рахимбаем. Они вместе учились в институте культуры, только Динар на один курс старше. Ему так же посчастливилось сняться в одном кадре с Виктором Сухоруковым.

– Во время пятиминутных перерывов мы общались с ним. Он оказался очень простым человеком. Разговаривал со мной так, будто мы всю жизнь знакомы. Я вырос на фильме «Брат», где он снимался в одной из главных ролей. Делился с нами интересными моментами из сьемок. Когда что-то не получалось, он меня подбадривал. Постоянно говорил: «Мы делаем общее дело!». Это придавало уверенности. Фильм вдохнул новую жизнь в деревню. В течении месяца мы находились бок о бок с актерами, стали практически одной семьей, – отметил Динар Дамирович.


«МНЕ БЫЛО ЛЕГКО РАБОТАТЬ С ПЕСТРЕЧИНЦАМИ»

Сюжет фильма разворачивается в отдаленной кряшенской деревне, где Микулай живет с молодой беременной женой, престарелыми родителями и односельчанами. Жил себе спокойно, никого не трогал, пока однажды в их деревушку не приехал человек, утверждающий, что он сын Микулая. Так идеальный мир главного героя начал рушиться. В фильме поднимаются две важные темы – это умирание деревень, усыхание корней и культур, и тема одиночества. «Микулай» снят в жанре психологический триллер, поэтому некоторым он может показаться слишком сложным. Чтобы понять запутанный сюжет, нужно досмотреть его до конца. По словам режиссера Ильшата Рахимбая, местные жители лучше чувствуют атмосферу деревни, ее ауру, поэтому он и выбрал их.

– Моими лучшими консультантами по кряшенской культуре стали именно они. Есть мелкие детали, которые обычные люди не замечают, а они все это улавливают. Актеры массовки тоже творческие люди, постоянно участвуют в концертах, на мероприятиях, поэтому мне было легко работать с пестречинцами, – поделился режиссер.

Пестречинский район поразил его своим гостеприимством.

– Я уже давно не встречал такого радушия. Все жители дарили нам подарки, пытались нас угощать, приглашали в гости. Было такое ощущение, что мы гостили у своих родственников. Руководители района так же помогали нам при создании фильма. Предоставили жилье, транспорт, кормили нас, решали любые вопросы, с которыми мы обращались, – рассказал Ильшат Рахимбай.

Благодарные жители Толкияза и на закрытый показ пробрались с гостинцами. Одна женщина собрала для Ильшата огромный пакет с яблоками.

– Это из нашей деревни – толкиязовские яблоки, – улыбнулась она.

Фильм «Микулай» еще не успел выйти на большие экраны, но уже смог растормошить кряшенскую общественность. Была и критика. После неоднозначных рецензий многие актеры перед показом беспокоились: «А не очернит ли фильм кряшенскую культуру?». Но переживания оказались напрасны.

– За полгода перед началом съемок я советовался с руководителем исполкома Общественной организации кряшен Татарстана Людмилой Белоусовой. Она нам дала список кряшенских деревень. Помогла найти консультантов по костюмам. Я хочу донести до народа, что это не документальный фильм о кряшенской культуре. Это художественный фильм, где имеют место быть авторские задумки, – отметил Ильшат Рахимбай.

Автор пьесы, татарский писатель, драматург Мансур Гилязев так же приехал в Пестрецы на закрытый показ. Ранее он побывал в Толкиязе на одной из съемок.

– Многие меня спрашивают, почему в своей пьесе я выбрал именно кряшенскую культуру. Мои бабушка с дедушкой жили в кряшенской деревне, поэтому кряшенская атмосфера, его дух всегда меня притягивали. А в Пестречинском районе я даже обзавелся дачей. У вас сохранились деревни с удивительными открытыми людьми, преданными своей истории. Начиная от главы администрации, заканчивая каждым жителем деревни – все были готовы помочь при создании фильма, – рассказал он.


«СНАЧАЛА ПОДУМАЛ, ЧТО ЭТО НЕ ФИЛЬМ БУДЕТ, А КАКОЙ-ТО «НУ, ПОГОДИ!»

Глава района Ильхам Кашапов тоже посмотрел фильм. По его словам, это большое событие для нашего района.

– Я помню нашу первую встречу с Ильшатом. Пришел парень в шортах и в шлепанцах. Глядя на него, сначала подумал, что это не фильм будет, а какой-то «Ну, погоди!». После разговоров понял – первое впечатление обманчиво. Он оказался серьезным и очень талантливым специалистом. При создании фильма были разные проблемные моменты, но он справился. Так мы вошли в историю, – подытожил Ильхам Кашапов.

Он наградил благодарственными письмами самых активных участников фильма. Фильм «Микулай» не только привнес новый виток для жителей деревни Толкияз и стал минутным развлечением. Он дал возможность развитию умирающей деревни. По словам руководителя отдела культуры района Айгуль Хикматуллиной, Толкияз в будущем станет местом притяжения туристов.

– Как Лаишевский район зацепился за фильм «Зулейха», так и мы хотим использовать этот шанс во благо деревни Толкияз и нашего района. На месте съемок планируем создать музей на открытом воздухе. Летом будем приглашать туристов, устраивать экскурсии. Режиссер дал нам разрешение использовать тематику фильма. Хотим создавать брендированные вещи и продавать их. В нашем районе кряшенские, татарские и русские деревни находятся рядом друг с другом, каждая деревня живет своей жизнью. Все они смогли сохранили свою культуру, традиции. Этим и уникален наш район, – подчеркнула Айгуль Миннуровна.

 

На фото: (Слева направо): Айдар Маннапов, Александр Зимуров, Ольга Харитонова, Ильшат Рахимбай, Динар Шайхутдинов.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: национальная политика