Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Образование

ЕГЭ – 2018: Как помочь ребенку пройти первые решающие жизненные испытания?

Фото: Ильнар Тухбатов Автор материала: Валерия Белова Сегодня российские школьники отправились на первый в своей жизни единый государственный экзамен. Ученики одиннадцатых классов сдавали сегодня географию, информатику и ИКТ. Впереди у выпускников месяц экзаменов и долгие ожидания результатов. ИА «Татар-информ» обратилось к психологу и выяснило, как правильно поддержать ребенка в период экзаменов, помочь ему не заработать нервный срыв.

Основной период ЕГЭ в этом году пройдет с 28 мая по 2 июля. На экзамены зарегистрировались 731 тысяч человек, из них 645 тысяч – выпускники этого года.

К итоговой аттестации школьников начинают готовить уже с девятого класса. Кто-то учит и работает перед экзаменами самостоятельно, кто-то ходит на курсы, а кто-то обращается к репетиторам. Способы и методы подготовки у всех разные, объединяет всех выпускников –страх перед будущим.

На вопрос, кто нервничает больше – родители или ученики – однозначного ответа не может дать никто. Переживания доводят некоторые семьи до нервных срывов и походов к врачам. Тем не менее, по словам казанского психолога, стресс перед ЕГЭ – это тот стресс, к которому организм человека готов на 100 процентов.

«В принципе это стресс, под который мы заточены, то есть мы настолько хорошо сработаны природой, что выносливости нашей нервной системы хватит, чтобы с этим стрессом справиться. Другое дело – внешнее вмешательство, усугубляющее наше состояние или помогающее нам держаться на плаву и преодолеть это бурное море, которое называется ЕГЭ», – считает кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии КГМА Марина Белоусова.

ЕГЭ – не конец пути, а его продолжение

«Самое главное определить для себя, а зачем мне это нужно? То есть ЕГЭ обычно воспринимают, как некую такую завершающую очень важную, очень серьезную точку. Но на самом деле это никакая не точка – это дорога. Самое важное, дать понять ребенку, что не любой ценой он должен сдать ЕГЭ. А помочь ребенку построить свою жизнь так, чтобы он понимал цель экзамена, чтобы осознавал, что это ключи к его будущей жизни. Он должен хотеть, чтобы ключей было как можно больше. Еще один момент: чаще всего этот стресс наводняется внешними воздействиями со стороны паникующих родителей или со стороны прессующих, стрессующих учителей. Побуждение у этих сторон всегда благие – никто не хочет, чтобы дети завалили экзамен, все хотят, чтобы они справились. Но мы с вами должны понимать, что вот эта стрессовая мобилизация детей возможна тогда, когда у них есть какая-то опора на ресурс. Если мы все время будем хлестать лошадку, свою дорогу она не пройдет. Все время мы должны подпитывать ресурсы ребенка, а не тратить», – объясняет психотерапевт.

По словам специалиста, ругаться и кричать на ребенка не стоит, а про формулировки: «Сколько говорить? Почему ты не занимался? Что я зря репетиторам деньги платила? Почему ты сегодня мало готовился?» – и вовсе стоит забыть.

«Надо давать человеку время на отдых, время на хобби, время на его нормальную жизнь, и следить за тем, чтобы ребенок хорошо спал, ел. У него должна быть отдушина. Мама постоянными уверениями и папа постоянными подбадриваниями помогут пережить прессинг. Напомните ребенку, как он, падая, осваивал велосипед или ролики: ”Ты сейчас этого уже не помнишь, но это помним мы с мамой. И мы точно знали, что ты справишься, как и сейчас”. Дайте понять ребенку, что он не один на этом пути. Скажите, что это время, когда мы можем тебе помочь: ”Я приму тебя всяким, я поддержу тебя. Какой бы ты по глупости не схлопотал низкий балл, мы все с тобой пройдем вместе, и я буду в тот момент рядом, когда тебе особенно нужна моя помощь”. Вот, что нужно вашему взрослому ребенку», – добавляет Марина Белоусова.

По ее словам, дети после ЕГЭ даже теряют интерес к жизни. Они не знают, куда дальше идти и что делать.

«В основном, я встречаю детей, сдавших экзамены, похожих на выжженное поле. У них ничего в душе не осталось, им все равно, что они получили, а это дети стобалльники, девяностобальники, зачастую. Они все силы, все ресурсы своей душе бросили на экзамены. Ребенок должен понимать, что это серьезное испытание, но это не вся его жизнь. Это испытание, которое обязательно сделает его сильнее и мудрее. Вот с этим посылом нужно разговаривать с выпускниками», – отмечает психотерапевт.

Что должен знать родитель?

«Родителям очень важно знать следующий момент. Вот по-честному, родители с ЕГЭ напрягаются больше, чем ребенок, в том случае, если не отсепарированы от ребенка. По сути жизнь дается через слияние, а дальше через процесс сепарации: из утробы, от груди, из дома в ясли, из яслей в школу. То есть вот эта пуповина внешняя астральная у ребенка сохраняется, но она истончается с каждым годом. Процесс активной сепарации начинается в возрасте около 12 лет.

К сожалению, сейчас накопилось такое большое поколение мам, которое существует жизнью своего ребенка. Они водят его по развивающим кружкам, по школам, они озабочены его успешностью. Очень ответственные мамы, которые, и правда очень много делают для детей, но в какой-то момент они начинают жить жизнью ребенка, сами того не замечая. Вот в этот момент им очень трудно бывает принять, что это не они сдают экзамен, это не от их энергетики будет зависеть результат. Результат детей может быть выше, если мамы немного оставят внешнюю заботу и абстрагируются, дадут возможность ребенку принимать решения, совершать ошибки, получать плохие отметки и чувствовать себя самостоятельным.

А у большинства мам, которые не прошли процесс сепарации, мы видим скорее отработку их нереализованных тенденций. Поэтому, наверное, для родителей очень важен посыл, что они нужны своему ребенку спокойные и уравновешенные, не создающие тревогу, а поддерживающие, как тренеры», – рассказала доцент кафедры детской неврологии КГМА.

Не ущемляйте интересы ребенка!

По словам Марины Белоусовы, сегодня все чаще встречаются семьи, в которых существует конфликт интересов в плане выбора профессии. Родители все чаще настаивают на определенном выборе своего чада.

«Может быть, ребенок хочет получить баллы и сдавать какие-то предметы, потому что хотел бы стать дизайнером. Но мама думает, какой же он дизайнер, если в семье уже третье поколение врачей. И тут без вариантов – ребенок очень любит маму, уважает ее выбор, а душа лежит к другому. Сдает несколько разных экзаменов. У детей формируется чувство вины, что они не оправдали ожидания и они выбирают нелюбимое дело, и поступают в ненужные им вузы», – замечает специалист.

Сдал ЕГЭ, начинай процесс реабилитации

После экзаменов человеку необходим процесс восстановления, считает психотерапевт. Даже если ЕГЭ прошло спокойно, реабилитация не помешает.

«Когда человек вложился в ЕГЭ, он должен очень хорошо восстановиться. Да, для этого есть не только психотехники, но и питание, и витаминотерапия. Это просто помогает ребенку восполнить ресурсы. Это все равно, что мы долго болели, а после этой болезни мы поднимаем свой иммунитет. И самое главное нужна постоянная мотивационная установка, мы должны знать, зачем все это, то есть ради чего ребенок это терпит. Вот с чувством выполненного долга человек и начинает отдыхать. Можно сходить на сеансы массажа. Нужно переключиться, а не просто лежать, думать и ждать результат», – советует психотерапевт.

Кому все-таки тяжелее дается ЕГЭ?

«Мальчикам. Вообще если посмотреть на всю нашу психоневрологию, мальчики они более уязвимы. Не сказать бы, что они невыносливы, но как-то так сложилось, что нервные тики в четыре раза чаще у мальчиков, например. Аутизм чаще у мальчиков. Неврозы, навязчивые движения чаще у мальчиков. У девочек тоже все это бывает, но гораздо реже.

Может быть, тут еще такой момент, что современных мальчиков воспитывают в жестком контроле. То есть мальчиков с улицы, так скажем, которые все делают сами, пришли со школы, суп разогрели, потом на хоккей сходили, потом синяк замазали какой-нибудь мазью, потом математику порешали как смогли, потом за сестренкой в детский сад, таких почти нет сейчас. Сейчас мальчиков сажают и везут на карате, потом с карате форму забирают, дают ему другой мешок и везут на хоккей. Вот такие сейчас мальчики. Поэтому очень часто мальчики и не готовы к принятию решений и ответственности», – предполагает Марина Белоусова.

Поход к психотерапевту дурно или правильно?

«Вы знаете, не все находят в себе мужество дойти до психотерапевта. Все остальные чаще лежат всей семьей, иногда в санаториях, восстанавливаются, большинство думают, что просто отдых поможет. В некоторых случаях отдых действительно помогает. Правда, отдых сопровождается мучительным просмотром, сколько же там баллов, сколько нужно для поступления и куда. Так и живут в режиме ожидания.

А переключить голову, психотерапевт помогает лучше всего. Специалист помогаем ведь не только ребенку держать нервную систему в порядке, но и его родителям. У нас очень часто само по себе поведение родителей требует коррекции.

Поэтому, если чувствует мама или папа, что нервы на пределе, не нужно друзьям все это рассказывать, можно просто обратиться к специалисту, который посмотрит на все со стороны и что-то посоветует», – добавляет психотерапевт.

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса