Три Пестречинские школы потеряли статус базовой школы
Оптимизация системы образования в районе идет с 2007 года, тогда были ликвидированы Нептунская и Шихаздинская школы. В 2008-м закрылись Татциковская и Ковалинская, в 2009-м - Маевская.
В 2010-2011 годах закрылись школы в селах Колкомерка, Кзыл Яшьлэр, Куюки, в Пимери, а в селе Кобякова осталась только начальная школа. В 2015 году закрылась Екатериновская школа, а в 2016 году Пановская школа стала основной школой, то есть девятилетней, а Белкинская школа стала филиалом Ленино-Кокушкинской школы, то есть начальной. В этом году сразу три сельские школы Конская, Читинская и Кряш-Сердинская потеряли статус базовой школы.
По мнению специалистов в малокомплектных школах невозможно обеспечить достойный уровень образования. Они не имеют перспектив развития, здесь скудная материально-техническая база, молодой, многообещающий учитель сюда не приедет, а сумма, которая тратиться на обучение одного ребенка во много раз превышает, сумму, которая закладывается на одного ребенка в обычных больших средних школах.
- В Конской школе, например, на обучение одного ребенка в год тратиться около 170 тысяч, в Кряш-Сердинской - 258 тысяч рублей, хотя по нормативу в среднем по району на одного ученика приходится 77-80 тысяч рублей, - сказал начальник районного отдела образования Азат Шайхисламов.
Но самая главная причина закрытия и реорганизации школ конечно же не в этом. Вся проблема в том, что в селах осталось мало детей. В Конской школе на сегодняшний день 44 ребенка, а в норме в средней школе должны обучаться 80 и более детей, а в основной школе - 50 и более.
Проблема закрытия и реорганизации малокомплектных школ - непростая задача. Ведь каждая школа имеет свою уникальную историю, приходится уничтожать то, что собиралось годами по крупицам. Об этом говорила и Рашида Галявиева, которая долгие годы работала директором Конской школы. Жители сел Конь, Чита, Кряш-Серда, где прошли сходы граждан, в которых обсуждали проблему реорганизации школ, тоже хорошо понимают, что количество детей в селе из года в год уменьшается и содержать школу все труднее и труднее. Но родителей беспокоит, что их дети больше времени будут проводить без их внимания, что им, в самый ответственный выпускной год, придется адаптироваться к чужой школе, к другим учителям. Немаловажен и вопрос как будет осуществлен подвоз детей. Но родителей уверили, что вопрос безопасности детей стоит на первом месте. Все автобусы оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации перевозки детей.
При решении вопроса, каких школ оставить базовыми обратили внимание не только на численность учащихся в той или иной школе, но и на место расположения и языка обучения. Учеников 10 и 11 классов из села Конь будут возить во вторую школу райцентра, а из Кряш Серды и Читы - в Отар Дубровку.
Жителей села Конь, также обнадежили, что если рядом их с селом возникнет поселок (а такие планы есть), и со временем будет много потенциальных учеников, школу вновь сделают средней.
Дети - наше будущие, от их уровня образования, умения ориентироваться в жизненном пространстве зависит будущее нашей страны. Конечно же, в больших школах, с высококлассными преподавателями, с различными тематическими кружками и секциями, хорошей материально-технической базой больше возможностей для воспитания всесторонне развитого молодого человека. Но этого человека с самого раннего возраста оторванного от родной среды вряд ли уже будет беспокоить судьба его родной деревни. Кроме этого, при таком раскладе деревню должны будут покинуть представители сельской интеллигенции - учителя. А ведь именно они составляют центр духовной жизни сельчан. И жизнь показывает, деревни после закрытия школ обречены на вымирание. Хотя, может закрытие школы уже лишь один из этапов этого трагического процесса?!
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа