Вперед
  • Рус Тат
  • Мелодия сердца

    Личность Рашата Галявиева, наверняка известна не только в нашем районе, но и по всей республике. Возглавляемый им ансамбль «Пимерские тальянисты» всегда и везде принимают с любовью. Их знают, ждут, уважают.

    Главная сила ансамбля - Ильгизар, Азат, Ильхам Идрисовы. Все они обосновались в Пимерях, занимаются фермерством, профессионалы в своем деле. Их отстроенные своими руками с любовью и мастерством дома, в деревне определишь сразу. А когда душа настраивается на минорный лад, они берутся за баян или тальянку. Случается даже, что, бросив все дела, уезжают куда-нибудь выступать, даже не поленились съездить в Сибирь.

    Деревенька Пимери хотя по своим размерам и небольшая, однако, талантами богата. Среди прочих тем и отличается, что здесь много людей, влюбленных в искусство. До революции здесь в свое время жил скрипач Джаляли. Предки Галявиевых и Идрисовых в пятом поколении прадеды Хуснутдин и Шахабетдин были братьями. Видимо, начало таланта идет оттуда.

    Бабушка Рашата Махупжамал мастерски играла на тальянке. Сама она из деревни Штери Арского района. Рассказывают, в молодые годы, она вместе со своей подругой, возвращаясь домой по ночным, заснувшим деревенским улицам, на всю широту разворачивала меха своей тальянки. Мать бросала ей вслед на эти «проделки»: «Эх, бессовестные! Не будет вам женихов в нашей деревне!» Как в воду глядела. Махупжамал вышла замуж за пимерского парня, а подруга стала невесткой в одной семье из Апакаево.

    Махупжамал вместе с мужем Сафиуллой вырастили троих сыновей. Тальянка в их жизни осталась памятью о юности. Сын Гафиулла и внук Габделгани были тоже очень классными, как бы сейчас сказали, гармонистами. Этим талантом бог наделил и внука Рашата. В семь лет он уже мастерски играл не только на тальянке, но и на баяне. Начав играть, мог музицировать на инструменте по три часа. А когда домашние начинали «стонать», уходил на улицу. Интересовался гармонями и его отец Габдрашит. В его доме были и тальянка, и баян, и хромка. А увидев, что все его трое сыновей - Раис, Рифат и Рашат тянутся к музыке, прикупил еще один хороший баян.

    Закончив в 1982 году Пимерскую восьмилетку, Рашат продолжил обучение в Ленино-Кокушкинской школе. А, окончив школу, устроился в Пимерский дом культуры. Ни один праздник он не оставлял без концерта. Спустя какое-то время он начал учиться на курсах баянистов-певцов в научно-методическом центре. Руководитель ансамбля «Сарнай» Ринат Гилязов обучает его игре на курае. А Ифрат Хисамов мастер-кураист приносит ему инструмент. С тех пор Рашат не расстается со старинным народным татарским инструментом.

    Возвращаясь с учебы из Казани, ему приходилось идти до дома пешком еще шесть километров. Зеленые поля до горизонта, поющие птицы, порхающие в небе, вдохновляли Рашата играть на курае мелодии, идущие от сердца. Однажды заигравшись и никого не замечая, он вдруг услышал скромное «хмыканье». Обернувшись, он увидел замполита, который, заинтересовавшись, расспрашивал его об инструменте, и, попросив поиграть и русские мелодии, заключил: «Будешь играть в нашем духовом оркестре».

    В 1987-1991 годах Рашат учится на музыкальном факультете Казанского государственного педагогического института. Тогдашний декан музфака Регде Халитов, зная о том, что в сельских школах очень мало учителей музыки, искал молодых талантливых людей и брал их на учебу. Но ставил одно условие: работать будешь в сельской школе. Рашат свое слово сдержал. До закрытия Пимерской школы он обучал детей понимать музыку, красоту жизни, быть человечными. В школе организовал ансамбль кураистов. Инструменты изготовили в школьной мастерской по образцу кураев выполненных Ифратом Хисамовым. Ребята с удовольствием занимались. Довольно быстро они овладевают инструментом и вскоре становятся победителями в различных конкурсах. Вначале это были победы на районном уровне. Потом были и республиканские победы.

    Ребята заканчивали школу, уходили учиться дальше или работать, а Рашат продолжал готовить им замену.

    «Сегодняшнюю молодежь не очень-то удивишь такими инструментами как тальянка, курай, кубыз. Но мелодия предков всё равно сохраняется в их душе и сердце. Когда они вырастут, поймут это. Думаю и надеюсь, что они и своих детей будут воспитывать в этом же направлении», - говорит Рашат Габдрашитович.

    Действительно, жизнь, переплетаясь с искусством, делает человека сильным.

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: