Вперед

Пестречинский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Директора пестречинских школ рассказали об особенностях управления современной школой

Своими мнениями поделились бывший директор Богородской школы и директор Тат.Ходяшевской школы

Педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист и эффективный управленец – все это относится к директору школы. Если у штурвала находится человек, который сочетает в себе все эти качества, можно с уверенностью говорить, что школа в надежных руках.

Розалия Зарипова, бывший директор Богородской школы

– Розалия Абдулкабировна, ваш стаж на посту директора Богородской школы составляет 29 лет, его смело можно назвать солидным. Пожалуйста, поделитесь секретами своего продуктивного руководства образовательной организацией. Наверняка, это будет полезно как начинающим директорам, так и опытным менеджерам.

– Никакой, даже самый продвинутый директор школы ничего не сможет создать без учителя. Учитель – основной двигатель школьной организации, ее капитал. Самая современная, оснащенная по последнему слову науки и техники, заново отремонтированная школа без креативного, информационно грамотного, заинтересованного, творческого педагога не будет способна к инновационному развитию, не сделает рывок на опережение.

Приоритетное направление в работе – создание профессиональной команды учителей-единомышленников. На первом плане у директора школы должно быть уважительное отношение к сотрудникам, учет мнения каждого, понимание, защита учителя от необоснованной критики. Директор школы должен ценить всех коллег, самых разных: ершистых и покладистых, молодых специалистов и педагогов со стажем, учителей, творчески фонтанирующих идеями и просто добросовестно выполняющих свои должностные обязанности.

– Как вы думаете, любой учитель может стать директором?

– В последнее время кардинально изменились требования к современному директору школы. Теперь это менеджер, обладающий набором профессиональных качеств. А для формирования этих качеств необходима специальная управленческая подготовка. Не всякий хороший учитель (а часто именно он назначается директором) может быть хорошим управленцем. Цель управления, как минимум – обеспечить оптимальное функционирование организации, как максимум – обеспечить ее развитие. Вступая в директорскую должность, нужно помнить о необходимости постоянного повышения своей квалификации.

И еще один совет. Директору школы необходимо участие в общественной жизни социума, активная жизненная позиция, которая даст высокое общественное признание.

– Систематически в школьное образование вносят актуально значимые нововведения. Расскажите, как лучше инновации внедрять в учительском коллективе?

– Нововведение не будет принято и реализовано сразу же после его публичного обсуждения. К любому инновационному начинанию основная часть коллектива на начальном этапе всегда относится с осторожностью, а некоторая даже оказывает сопротивление. Необходимо создание творческой группы, убежденной в полезности и своевременности новшества. Группы, которая будет постепенно внедрять инновационные идеи в сознание основной части коллектива и в идеале сделает эти идеи необходимыми для развития образовательного учреждения.

– Как вдохновить сотрудников на проявление инициативы?

– Очень часто начинающий директор пресекает инициативу сотрудников своим поведением. Ему хочется, чтобы все решения были согласованы с ним. Потому он что боится, что коллеги могут ошибиться, принять неправильное решение, которое повлечет за собой необратимые последствия. Эта позиция «Лучше я сам!» является одной из самых частых причин неимоверной загруженности директора.

Дайте немного свободы и самостоятельности своим подчиненным. Это повысит чувство ответственности каждого за самостоятельно выбранное решение. Из благих побуждений сделать как можно лучше, вникая во все проблемы, директор попадает в ситуацию, когда катастрофически не хватает времени на выполнение прямых обязанностей. Потому что оно уходит на выполнение обязанностей завучей, учителей и других специалистов. Поощряйте самостоятельность коллег в принятии решений.

– На какое из направлений деятельности директору следует обратить особое внимание, на ваш взгляд?

– Контроль – это направление в работе директора чаще всего является слабым звеном. Доверять своим сотрудникам – хорошее дело, но иногда необходима проверка, так как не все люди могут самостоятельно увидеть свои ошибки. Если ошибки незначительные, то можно их "не заметить", чтобы не огорчить, не отбить желание работать. Наказание – крайняя мера для недисциплинированного педагога, и она часто не меняет ситуацию кардинально. Лучше путем беседы, совета помочь осознать неправильность поступка. Причем сделать это нужно наедине, а не в присутствии всего коллектива. Чаще поощряйте за хорошее, обязательно публично, в присутствии учащихся и родителей.

Поощрение, материальное ли, моральное ли – огромный стимул в работе. Доверяйте и верьте, старайтесь чаще увидеть в окружающих хорошее, чем плохое, смотрите на своих коллег, как на людей, беспредельно преданных своей профессии. Будьте оптимистичным и жизнерадостным человеком, а не замотанным повседневной суетой директором. В управленческой работе применяйте, по возможности, демократический стиль управления, хотя иногда нельзя игнорировать и авторитарный, волевой подход.

– Общеизвестно, что планирование является одним из самых важных этапов в управлении любой организацией. Хотелось бы услышать ваши советы по этому направлению.

– Планирование помогает определиться с самыми важными задачами, учит распределить время так, чтобы заниматься перспективными вопросами, а не только решением текущих.

Работа с документацией отнимает от 30 до 70 процентов рабочего времени. Надо научиться «фильтровать» входящие документы, отбирать те, которые требуют непосредственного директорского решения. При работе с исходящей документацией научитесь больше доверять заместителям.

Современный стиль руководства состоит в том, чтобы руководитель окружал себя квалифицированными специалистами, способными брать на себя ответственность за решения в рамках своей компетенции.

Деловые встречи – совещания, планерки – играют существенную роль в планировании рабочего маршрута школы. Выступление руководителя должно быть лаконичным, примерно 10 предложений. В сжатой форме нужно дать объективное направление действиям. Требование должно быть понятно каждому и ориентировано на будущее. Если принято какое-то решение, необходим жесткий контроль за его выполнением. Нужно установить жесткий график приема посетителей, чтобы освободить время для непосредственной работы. Надо потратить время не только на знакомство с педагогическим коллективом, с каждым учителем лично, но и на знакомство с работниками вспомогательного персонала.

- Благодарю вас, что поделились своим опытом, видением организации труда руководителя школы. Уверена, что многие почерпнут полезные для себя аспекты. И в заключении, что бы вы рекомендовали коллегам?

– Сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет работает на тебя. Руководитель – это не всевластие, а всеответственность. И еще. Сколько бы лет ты не проработал на посту директора школы, ты не перестаешь сомневаться, обдумывать каждый свой управленческий шаг, не позволяешь себе принимать сиюминутные решения (вот уж поистине «семь раз отмерь!»). Зато с опытом все больше учишься ценить людей, результат их труда, принимать как успех, так и временные неудачи, разбираться в мотивах поведения. Директорский стаж, профессиональный опыт – это не столько благо, сколько трудное бремя. Но дорогу осилит идущий! Кто, если не я?

Раиля Мифтахова, директор Тат.Ходяшевской школы

– Раиля Рафкатовна, вы с детства мечтали работать в сфере образования?

– Можно и так сказать. В детстве мы с подругами любили играть «в школу». Когда училась, математика была одним из моих любимых предметов. Поэтому после окончания школы выбрала профессию учителя. С 1984 года работаю в сфере образования, 22 года в должности директора.

– Какими качествами должен обладать директор?

– Основные качества – это ответственность, чувство справедливости, любовь к детям, коллегам и, конечно, к своей профессии. Директор несет ответственность и за тех, кто учится в школе, и за тех, кто работает.

– В чем заключается ваша работа?

– В первую очередь, в правильной организации учебного процесса и контроле за ним. Вкусно приготовленная еда в столовой, вовремя прозвучавший звонок, хорошие уроки педагогов, успешные ученики – результат ежедневного труда директора.

– Говорят, нынешнее поколение учеников «непростое». Вы с этим согласны?

– Любое новое поколение становится «непростым» для предыдущего, потому что молодежь вносит в жизнь что-то новое, свое, необычное для нас, у них другое видение мира.

– Если бы не стали директором, кем бы вы хотели быть?

– Учителем, обычным учителем. Сегодня одной из главных проблем в системе образования является кадровый вопрос. Молодые люди учатся в этом направлении, но потом выбирают другой путь.

– Скажите, как опытный педагог, в чем причина?

– Зарплата, загруженность учителя, плохое отношение со стороны родителей, в этом и есть сложности, связанные с профессией учителя. Поэтому неудивительно, что педагогов не хватает, многие уходят из профессии. Раньше учитель был авторитетным и уважаемым человеком. Теперь же статус несколько занижен.

– Проблем много, но ведь есть молодежь, которая приходит в школу. Какие советы вы бы им дали и как бы помогли?

– Я люблю общаться с молодежью, особенно с учителями, которые только начинают свой профессиональный путь. Молодые люди сталкиваются с различными проблемами в начале работы. Иногда они падают духом, поэтому им нужна помощь, опытные наставники. Всегда будьте открыты, внимательны и честны в том, чем вы занимаетесь. Главное - любить свой предмет и всегда находить в нем что-то новое.

– В чем секрет дружного коллектива в течение долгих лет?

– Надо не бояться работы, находить общий язык с детьми, с коллективом, с родителями, видеть во всем позитив, искать в людях всегда только хорошее. Надеемся и дальше вместе и дружно работать.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Теги: Наши проекты